|
ходе и выходе. Применительно к штампам восприятия это означает, что человек
воспринимает информацию, априорно (подсознательно) предполагая, что она
относится к одному из нескольких заранее определенных типов, причем для
обработки каждого из этих типов уже имеется свой подход. Вот типичный пример. К
молодой интересной женщине на улице подходит незнакомый человек и спрашивает,
который час. Если она замужем, у нее включается программа-штамп, которая на
входе имеет облик, манеры и интонации незнакомца, а на выходе - формат, имеющий
одну позицию и в ней два варианта ответа (программы): "хочет пристать" - "не
хочет пристать". Если же наша особа не замужем, то к этой позиции добавляется
еще одна, также с двумя вариантами ответа: "знакомство перспективно" -
"знакомство бесперспективно". Таким образом, у замужней женщины два варианта
ответа программы-штампа и соответственно две программы дальнейшего восприятия
ситуации, а у незамужней - четыре.
Достоинством и одновременно недостатком штампа является то, что он резко
ограничивает информационно-энергетический поток, оставляя от него лишь малую
часть, что обедняет восприятие, но зато облегчает обработку полученной
информации. Гораздо более серьезным недостатком штампа является необходимость
втиснуть в рамки его фиксированного формата любую поступившую информацию; ее
при этом приходится порой искажать и даже сильно извращать. Именно поэтому люди
так не любят сплетен (о себе) и ценят понимание. Сплетня обязательно упрощает,
сводит невыразимое к стандартной схеме; напротив, человек понимающий избегает
штампов восприятия (и суждения).
Штампы любых сортов, в частности, штампы восприятия, человеку необходимы.
Реальной альтернативой штампу является не его отмена, а дополнительная позиция
в его формате для ответа, в которой подсознание помещает число в пределах от
нуля до ста: степень применимости (в процентах) данного штампа в данной
ситуации. Тогда ответ программы в рассмотренном выше примере будет выглядеть,
скажем, так: "хочет пристать, но на 80 % с нестандартными намерениями".
Однако этого мало. Любая ситуация, в которую попадает человек, и любая
информация, которую он получает, имеют уникальный духовный смысл, и в этом
смысле ни информация, ни ситуация никогда больше не повторятся. Этот смысл
может заключаться в том, что человеку дается возможность что-то сущностно
понять, осознать, увидеть, изменить и т. д. Такие моменты не вкладываются ни в
какие рамки и потому гибнут в жестких форматах. Поэтому в правильной программе
восприятия должна быть предусмотрена в формате для ответа еще одна позиция -
для комментария, дополнительной информации произвольного вида. Типичный пример
- классификация.
Для ребенка все люди делятся на два вида: хорошие и плохие, как в сказках.
Когда ребенок вырастает, он выходит на следующий уровень понимания и
обнаруживает, что это деление ситуативно: человек бывает иногда хороший, а
иногда - плохой; и оценка получается, например, такой: "хороший, 90 %" (то есть
пока ему не наступят на любимую мозоль). На следующем уровне понимания человек
обнаруживает, что некоторые поступки не удается классифицировать по типу
хороший-плохой, нужна какая-то иная классификация или дополнение к имеющейся, а
пока ее нет, подсознание как бы выдает нам комментарий (если мы его слушаем!):
"вне классификации, не сужу". К таким людям как полководцы обычные понятия
добра и зла неприменимы. Действительно, ни у кого не возникнет идея считать
полководца "плохим" только на том основании, что он отдает приказ убивать, хотя
обычного человека общество за это уничтожит, а мораль осудит. И комментарий
подсознания к попытке классификации будет, например: "носитель социальной
функции" или что-нибудь другое, но в любом случае поможет человеку выбраться из
заколдованных рамок штампа.
Еще один очень важный штамп - это программа восприятия с пустым форматом для
ответа, или программа игнорирования непонятного. Причин для ее существования по
меньшей мере две: понимать непонятное трудно и опасно. Эти же обстоятельства
являются одновременно необходимыми признаками сущностного восприятия. Если
восприятие нетрудно и безопасно (для картины мира, психики), то оно бесполезно;
с равным успехом можно было слегка вздремнуть.
В любой хорошей детской книжке есть два обязательных обстоятельства: опасность
и тайна. Их (применительно к восприятию) следует воспринимать метафорически:
опасность - это угроза сложившейся картине мира, тайна - устройство мироздания.
Внимание и самосознание
Внимание как таковое характеризуется не только тем, на что оно обращено, но и
тем, откуда, каким образом оно направлено. Например, человек может смотреть с
точки зрения духа или эго, лично или надлично и т. п. В сознании подобные
установки фиксируются редко, разве что кто-нибудь напомнит: "Посмотри на себя
со стороны" или "А ты посмотри на это с его точки зрения", - и тогда человек
осознает (иногда), где находится центр его внимания.
Насколько меняется восприятие информационно-энергетического потока при
переключении центра внимания, можно оценить, пытаясь понять психологию человека,
совершившего "дурной" поступок. "Как же ты мог обидеть (не помочь, не выручить
из беды)?" - спрашиваем мы его. "Да как-то не понял, что ему это надо". "Но
ведь он же просил (умолял, кричал о помощи)?!" Далее следует тягостная пауза.
Человеку стыдно, но объяснить свое поведение он не может, ему и в самом деле
непонятно, почему он так себя вел. Как будто душа тогда зачерствела. А на самом
деле "душа", конечно, не зачерствела, просто (энергетическая!) информация,
поступившая извне (просьба о помощи), была так отфильтрована и трансформирована
эгоцентрической установкой
|
|