|
Ситуация Воздуха. Для активной стихии Воздуха характерна
заинтересованность человека во внешних событиях или обстоятельствах. Если вы
хотите быть адекватны в общении, вы должны, глядя на человека, четко
отслеживать, в каком из четырех состояний сознания он находится: во внутреннем
мире, в состоянии внешнего выражения, вовлеченным во внешний мир или внутренне
воспринимающим внешний мир. Это совершенно разные модальности поведения.
Включая стихию Воздуха, человек устремляет на вас определенные органы чувств –
те, которыми он собирается вас воспринимать. Если он воспринимает вас (или
внешнюю ситуацию в целом) через зрение, он вытянет голову вперед, чтобы
приблизить к вам свои глаза, и раскроет их пошире в буквальном смысле слова,
иногда заодно раскроет и рот. Если он воспринимает вас на слух, то направит
одно из ушей в вашу сторону, отвернувшись несколько в сторону – что в его
случае означает предельно собранное внимание! Мне встречались люди с выраженным
аудиальным (слуховым) восприятием, и у меня возникало ощущение, что,
поворачивая ко мне свое ухо, этот человек вдвое увеличивал его в размерах
(видимо, эфирно оно так и происходило).
Если человек настроен на кинестетическое (телесное) восприятие, то он возьмет
вас за руку или как-то обхватит себя руками, и его телесную акцентуацию вы тоже
достаточно четко почувствуете – если имеете в виду, что такая тоже встречается.
О способах восприятии через органы чувств мы еще поговорим на следующей лекции.
А теперь давайте поговорим о любви. Может ли она проявляться под
покровительством Воздуха? Да, конечно: это весьма распространенный тип чувства,
когда человек способен часами (а иногда годами и десятилетиями), не уставая и
не теряя интереса, просто воспринимать любимое существо: смотреть на него,
слушать, что оно говорит, слегка трогать его – и этим ограничиваться. Если ваш
муж любит вас в таком стиле, через некоторое время вам начнет казаться, что он
попросту вами питается. Он как-то вас съедает – а потом внутри переваривает. Не
очень, конечно, приятно. Но с другой стороны, отсутствие пристального внимания
выглядит как совершенное равнодушие – а это тоже нехорошо.
Типичная воздушная роль – Молчаливый Свидетель. Внутри каждого человека
есть такой Свидетель, который старается воспринять, услышать, увидеть,
потрогать, обнюхать – словом, собрать информацию, но не с тем, чтобы сразу
отреагировать, а для того, чтобы вы могли пережить ее внутри себя. Каким именно
будет это ваше переживание, для Свидетеля почти безразлично, и уж во всяком
случае переживать будет не он – он собирает впечатления для внутренних, а не
для внешних целей, и это совершенно очевидно. Он не стремится сразу
отреагировать, и вообще не стремится реагировать.
Для активной стихии Воздуха характерна особая этика, ориентированная
вовнутрь. Для человека в состоянии восприятия хорошо, ценно, важно то, что
интересно для него внутри. Для людей моего поколения (с Нептуном в Весах и, тем
более, в Деве), воспитанных в коллективистской культуре и этике, воздушная
этика, направленная на индивидуальное восприятие, кажется сугубо эгоистичной и
вредной. Понятно еще, что если человек внутри себя что-то переживает, то это
может оказаться полезным людям, если оно потом будет выражено вовне – например,
в виде бодрой песни или гигантского проекта, скажем, разворота сибирских рек на
юг. Но если человек настроен только на восприятие, то, кажется, какой может
быть прок от него людям? А на самом деле, как вы уже понимаете, это одна из
четырех частей единого процесса функционирования психики, и без нее ничего не
сделаешь.
Инструменты стихии Воздуха это в первую очередь органы чувств и их
усилители, например, бинокль или фонендоскоп. Органы чувств бывают разные; наша
традиция насчитывает пять чувств: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние. Но,
кроме того, есть еще шестое чувств, которое называется прямое знание или
яснознание, и каждый человек им в какой-то степени наделен. В каком виде?
Пример: вы смотрите на своего знакомого, и к вам приходит прямая информация о
том, что он сейчас страшно расстроен. По каким каналам вы сняли, считали с него
эту информацию, вы часто сказать не можете. И в лице у него вроде ничего
особенного нет, и в голосе тоже. Но, тем не менее, знание о его состоянии
приходит к вам сразу и с полной уверенностью. И важно понимать, что во
взаимодействии друг с другом люди в очень большой степени ориентируются на это
свое, как иногда говорят, шестое чувство, то есть на яснознание. Поэтому мы его
из рассмотрения исключать не можем. Кто-то ему доверяет больше, кто-то ему
доверяет меньше, но людей, которые бы на него вообще не ориентировались, просто
не существует. Обычно люди не отдают себе отчета, через какие каналы поступает
информация из внешнего мира. Но внимательный наблюдатель отслеживает это
довольно четко. И для психологии, как показывают исследования последних лет,
это далеко не последняя вещь. Дело в том, что Обусловленный мир и даже
Автономный мир совершенно по-разному организуются в зависимости от того, по
каким каналам приходит к ним сенсорная информация (то есть информация от
органов чувств). Можно даже сказать, что у человека есть особый Визуальный
внутренний мир, основанный на его зрительных впечатлениях от внешнего мира;
кроме того, у него есть Аудиальный внутренний мир, основанный на результатах
работы его ушей, и Кинестетический внутренний мир, основанный на сигналах его
кожи, мышц и сухожилий. И эти части, или аспекты внутреннего мира друг с другом
часто не очень сочетаются, что для изучения неврозов и вообще психологических
проблем является очень важным обстоятельством. Другими словами, наше
подсознание замечает то, через какие внешние каналы к нам приходит информация,
и я на это обращаю ваше внимание.
Однако в восприятии, кроме органов чувств, участвуют еще и шаблоны
восприятия и механизмы интерпретации – например, механизм понимания
|
|