|
себе жестко: нет! – и блокирует самовыражение. Предположим, он испытывает
ярость – но, обуздав попытку немедленного внешнего ее выражения, медленно
считает до десяти. И действительно, внутреннее напряжение у него спадает, и
лишь после этого он уже как-то себя выражает.
На этом уровне у человека возникают идеи работы над формой своего
самовыражения. Он осознает, что над ним можно, а порой и необходимо работать.
Он перестает смотреть на актеров как на некоторое особое и в принципе
искусственное явление жизни, и не воспринимает их больше как интересный, но
явно чужеродный ему биологический вид. Он начинает думать, что ему тоже было бы
полезно освоить некоторые навыки самовыражения. Он замечает, что один его
знакомый умеет обаятельно улыбаться, другой разговаривает замечательным
бархатистым голосом, а у третьего – какие-то исключительно проникновенные жесты.
И он начинает это все каким-то образом осваивать и пытаться применять сам.
На четвертом уровне проработки стихии Огня человек понимает, что такое
внутренняя и внешняя адекватность самовыражения. Он осознает, что его внешнее
выражение должно быть адекватно тому внутреннему потенциалу, внутреннему
напряжению, которое образовалось у него во внутреннем мире, – а кроме того, оно
должно быть адекватно запросу внешнего мира. И это понимание дает человеку
возможность проработать свое самовыражение до такой степени, что окружающие в
этот момент смотрят на него – и любуются, восхищаются и вдохновляются. Красиво
человек себя проявляет. Внешне кажется, что у него нет напряжения ни в
отношении формирования внутреннего содержания, предназначенного для выражения,
ни в отношении встраивания своего самовыражения в окружающую среду. Здесь идет
работа над формами самовыражения уже на профессиональном уровне, и человек
зачастую характеризует это свое состояние, говоря "не я, но мною": он чувствует,
что оказался в некотором потоке и через него идет определенная сила. Это
ощущение, которое свойственно любому хорошему актеру.
Стихия Воздуха
Следующая наша тема – это стихия Воздуха, то есть канал восприятия. К
этой стихии можно отнести ключевые слова наблюдение и изучение, а также
рассмотрение, постижение, познавание, любопытство, интерес. Сразу замечу:
человек может смотреть и слушать и производить впечатление, что он воспринимает
– но это еще не означает автоматически, что у него активна стихия Воздуха, то
есть включен канал связи с внутренним миром. Мы помним, что внутренний мир
состоит из Автономного и Обусловленного миров, и результатом работы канала
восприятия будет размещение образа внешнего объекта или ситуации либо в
качестве фрагмента Автономного мира, либо как части Обусловленного мира, то
есть либо он сможет в дальнейшем с ним свободно играть, либо использовать в
подготовке к внешним взаимодействиям. Включение стихии Воздуха – это всегда
определенное напряжение человека, и приблизительно ему соответствует понятие
запоминания. Так или иначе все, что проходит через канал восприятия, должно
остаться у человека в памяти (может быть, полусознательной), а не пропущено из
одного уха в другое и начисто забыто.
Цели восприятия. Человек может воспринимать как бы для себя, с целью
пережить воспринятое и этим ограничиться. Он может воспринимать с целью потом
как-то внешне отреагировать. Он может воспринимать ради самого внешнего мира,
чтобы снять с него некоторую нагрузку. Этим занимаются все люди, сочувствующие
миру, выслушивающие жалобы своих знакомых или с болью в сердце смотрящие
программы новостей. Они воспринимают не для того, чтобы переживать это внутри,
а для того, чтобы снять напряжение с другого человека или ситуации. Особенно
ярко это проявляется в терапевтическом по сути межличностном общении, когда вы
глубоко воспринимаете другого человека, и от одного факта, что вы его
внимательно слушаете и внутренне его принимаете, ему становится легче.
Активность стихии Воздуха – это такое состояние человека, как будто
внешний мир акцентирует ему какое-то свое место и говорит: "А вот это – для
тебя." Мир в этот момент словно что-то хочет человеку сказать, показать,
особенное лично ему продемонстрировать – с тем, чтобы человек это воспринял
вовнутрь себя, и неважно, что он будет потом с этим делать.
При смене стихий в сознании человека всегда происходит символический
переход, или перекодировка. Есть символизм, которые человек использует,
воспринимая внешний мир, но будучи при этом в него вовлечен (например, слова,
которые он произносит, увлекшись внешним процессом) – это символизм Земли. С
другой стороны, есть символизм, которые человек использует во внутреннем мире
(например, слова, которыми он разговаривает сам с собой) – это символизм Воды.
А когда идет трансляция Воздуха, то она использует не земной и не водный
символизмы, а третий, свой специальный воздушный символизм. (И замечу в скобках,
что при перекодировках (переводах) с земного на воздушный и с воздушного на
водный языки информация (и энергия) сильно видоизменяются, модифицируются, и
этими психическими механизмами науке о человеке еще предстоит много заниматься,
поскольку в настоящее время они практически не изучены – хотя понятно, что
имеют первостепенную важность).
Стихия Воздуха включается тогда, когда мы чувствуем, что внешний мир дает
нам пищу, которая может быть использована для внутренних переживаний, для
внутреннего усвоения (пусть даже оно будет самым коротким). Человек с сильной
стихией Воздуха жадно смотрит по сторонам: ему нужны внешние впечатления, ему
интересны внешние обстоятельства, которые он будет потом как-то внутри себя
переживать, но сам акт восприятия для него может быть гораздо важнее будущей
внутренней переработки. Но почему это для него так, он вам, конечно, не ответит.
|
|