|
разговорного языка. Что такое шаблоны восприятия? Мы не можем мыслить мир
просто как набор раздражителей, допустим, цветовых пятен. Мы обязательно
оформляем информацию, полученную от органов чувств, в определенные образы. Эти
образы в большой степени даются нам воспитанием. Невнимательно глядя на стул,
на дом, на дерево, мы воспринимаем их в первую очередь абстрактно – так сказать,
левополушарным образом. Это означает, что полученную от них чувственную
информацию мы в своем подсознании заменяем их абстрактными культурными
символами – а иначе мы бы просто захлебнулись в том потоке сенсорной информации,
которая к нам идет. И преодолением этого момента, то есть включением прямого
сенсорного восприятия, не опосредованного абстрактными схемами и готовыми
заранее образами, нередко занимаются психотерапевты на своих сессиях с
клиентами. Как, увидев утром своего близкого родственника, человека, которого
вы видите каждый день, посмотреть на него так, словно вы его видите в первый
раз в жизни, и рассмотреть его подробно свежими глазами? Это непросто, но
возможно. Проблема расширения и освежения каналов восприятия, замена привычных
символов прямым чувственным восприятием – это проблема стихии Воздуха.
Какие еще проблемы характерны для стихии Воздуха? Человек говорит: "Мне ничего
не интересно. Я в жизни не вижу и не слышу ничего нового. Мне ничего не
показывают. Ничего значимого не происходит. Я живу пустой, чужой жизнью." Это –
жалобы, характерные для плохой работы стихии Воздуха.
Проработка стихии Воздуха. Теперь мы рассмотрим уровни проработки стихии
Воздуха.
Для первого уровня проработки стихии Воздуха характерно узкое, шаблонное
восприятие, форматы которого практически не зависят от того, что реально
происходит. Этот человек не способен видеть ничего, кроме узкого набора
однозначно определенных символов, к которым у него есть определенное отношение,
и все, остающееся за пределами этих символов, он просто-напросто игнорирует.
Для него характерны априорная заданность и предсказуемость восприятия, а также
большая ограниченность спектра последующих внутренних реакций. Еще для него
характерна некритичность восприятия: человек считает, что как он воспринял и
что воспринял – ровно так оно и было. Он не видит, не ощущает ни фильтров
своего восприятия, ни искажений, которые возникают при этом восприятии.
Например, если он чувствует себя оскорбленным, он уверен в том, что его
намеренно оскорбляли.
Второй уровень проработки стихии Воздуха. Здесь возникает частичный
сознательный или волевой контроль за восприятием: человек понимает, что если он
не будет направлять свое внимание осмысленным образом, то многого не увидит.
Направление его внимания становится в какой-то степени подвластным его воле.
Кроме того, он ощущает неадекватность своего восприятия и осознает тот факт,
что в разных состояниях своего сознания он может воспринимать разные аспекты
реальности и разные ее содержания. Но, хотя он это осознает, он почти не умеет
на это влиять.
На третьем уровне происходит осознание человеком множественности
способов восприятия: человек понимает, что и он сам, и другие люди могут
воспринимать одно и то же событие или объект качественно по-разному. На первых
двух уровнях проработки такое понимание – невозможная вещь, поскольку здесь
принцип субъективности становится выше принципа объективности. В частности,
современная наука до третьего уровня еще не дошла: она считает, что мир
объективен, и изучает его как таковой. Однако на психологическом уровне многие
люди достигают третьего уровня проработки Воздуха, когда человек осознает и
как-то даже ощущает искажения при каждом виде своего восприятия. И, кроме того,
он начинает ощущать влияние на результат своего восприятия своих априорных
установок – еще не символических систем, которыми он пользуется при восприятии,
но уже хотя бы своих априорных установок. Например, он понимает, что если он на
другого человека посмотрит как на злодея, то и считает с него в первую очередь
негативные черты, а позитивные не заметит или проинтерпретирует как
отрицательные. Кроме того, на этом уровне он начинает различать свои сенсорные
системы и фиксирует для себя некоторые готовые символы, которыми склонен
злоупотреблять при восприятии (то есть собственная внутренняя привычка
"наклеивать ярлыки" начинает его смущать).
Например, он начинает понимать, что если он смотрит на другого человека
как на марионетку, как на нечто, исполняющее определенную функцию, определенную
роль, то его восприятие заведомо неадекватно, и пытается с этим как-то работать
– в частности, делает сознательные усилия по расширению своего восприятия. С
целью расширения своего цветового восприятия он может взять в руки акварельные
краски и попытаться ими передать тот мир, который он видит, потому что он
понимает, что если он просто смотрит на мир, то очень многое упускает. Или,
например, с целью научиться лучше слушать музыку, он берет уроки игры на гитаре
– и это действительно качественно меняет его музыкальное восприятие.
Специалисты говорят, что люди, которые хотя бы немного умеют играть на
музыкальных инструментах, слушают музыку совершенно по-другому, чем те, которые
совсем этого не умеют.
А что происходит на четвертом уровне проработки стихии Воздуха – подумайте
сами; наше время сегодня подходит к концу, и я перехожу к следующей очень
важной теме.
Психология стихий. И в заключение я еще немного расскажу об
астрологической интерпретации четырех стихий, то есть четырех основных
состояний сознания человека, или четырех модальностей его поведения.
Психологически культурный человек тем и отличается, что отслеживает динамику
|
|