|
подготовленного внешнего выражения или по пути спонтанного внешнего выражения.
Как это видно на схеме (рис. 5.1), это совершенно разные вещи и ваши требования
(и ожидания) к человеку в этих случаях должны быть совершенно разными.
Обусловленный мир -> Поглощающий мир. А теперь рассмотрим трансляцию,
идущую из Обусловленного мира в Поглощающий. Можно ее назвать так:
подготовленный экспромт. Такая трансляция возникает, когда человек, с одной
стороны, целенаправленно готовит внешнее действие или программу, он хочет
что-то выразить, но фактически это выражение происходит в ситуации, которую он
себе плохо представляет и заведомо не контролирует, и что из его самовыражения
получится, ему совершенно неизвестно. В качестве примера могу привести историю
возвращения в Советскую Россию великого русского артиста, барда Александра
Вертинского. Вскоре после революции он оказался в эмиграции, жил на Западе и на
Востоке, в частности, в Китае, но очень стремился попасть в Россию. Сталин его
в конце концов в Россию пустил и почему-то сразу не посадил, и в начале 50-х
годов Вертинский оказался в России и даже получил возможность давать концерты.
Он всю жизнь пел для русской интеллигенции, воспитанной в начале века, и для их
детей, родившихся уже в эмиграции, то есть для вполне определенного социального
слоя, тяготевшего к культуре и мировосприятию дореволюционной России, которая
кардинально отличалась от России социалистической, тем более послевоенной. И
тем не менее он предпринял этот более чем рискованный шаг, и со своими
концертами несколько раз объехал весь Советский Союз 50-х годов, включая
Среднюю Азию, и всюду пел свои песенки, программу, которая не сильно отличалась
от того, что он пел в юности, в России начала 20-го столетия. Вот это был
подготовленный экспромт. Вертинский, при всем своем жизненном опыте, явно попал
в Поглощающий мир. Почитайте его автобиографию – она в некоторых отношениях
чрезвычайно интересна. Он пишет, как в новой России он сталкивался со средой,
которая воспринимала его с чрезвычайным трудом. На некоторых концертах он
сталкивался с полным ощущением ваты, наполняющей зрительный зал – но ему
удавалось все же этот зал расшевелить и передать ему эстетическое и
эмоциональное послание – которое, конечно, воспринималось слушателями совсем не
так, как он привык за долгие годы своей эмиграции. Он зачастую сталкивался с
полным непониманием своих слушателей, поскольку его внутренний культурный опыт
совершенно расходился с культурным опытом аудитории советских рабочих и
крестьян. И тем не менее он всюду ездил и часто в конце получал овации – то
есть выигрывал свое сражение с Поглощающим миром.
Та же трансляция реализуется у туриста, который тщательно готовит
экипировку, а после этого идет штурмовать Северный полюс, или сплавляется по
бурной и полноводной горной реке, по большей части представляющей собой
откровенный водопад. То же самое делает пациент, который специально приходит к
крупному астрологу или известному психотерапевту и пытается играть с ним в
свойственные ему игры: он (заранее это предполагая) наталкивается на антитезисы,
которых никак не ожидал, попадает в ситуации, которые далеко выходят за
привычные для него пределы, так что психотерапия оказывает на него не
предвиденное им действие.
Эту трансляцию дон Хуан в книгах Кастанеды называл "контролируемой
глупостью"; еще ее можно назвать контролируемым безумием, или контролируемой
бесконтрольностью. Здесь контролируемость идет от того, что изначально вы
выстраиваете некоторый план, а бесконтрольность или безумие означают, что вы
этот план адресуете в мир, который подчинен неизвестным вам законам и заранее
не известно, как он к вашим действиям отнесется.
А теперь у меня к вам вопросы для усвоения материала. Какой из описанный
типов трансляций вам ближе всего, приятнее всего, опаснее всего? Какой вы
считаете нормальным и предпочитаемым, а какой вы (может быть, по этическим
соображениям) считаете неправильным? Подумайте об этом по отношению к себе и к
окружающим вас людям. Насколько вы вообще различаете эти три вида внешнего
выражения человека?
И вот я слышу вопрос из зала: "Я-то подумаю, а что потом с этим делать?"
Этот вопрос относится к Предсказуемому миру – хотя я надеялся, что мои вопросы
переведут вас в Поглощающий мир. Однако отвечаю. Цель моих лекций – это
самопознание: мое личное самопознание, ваше самопознание, наконец, самопознание
читателей, если когда-нибудь эти лекции будут опубликованы. Если я вам по ходу
лекции говорю: "Подумайте", – значит, я надеюсь, что в процессе обдумывания вы
что-то о себе поймете, а дальнейшие выводы будете делать сами. Вопрос, который
мне задан, предполагает, что я должен сказать вам, что делать дальше. Я, однако,
этого избегаю. Я не даю таких рекомендаций, оставляя дальнейшее на ваше
усмотрение. Я ставлю себе целью дать язык для описания внутреннего мира
человека, имея в виду, что вы из полученных от меня кирпичиков описаний сможете
лучше строить свой Автономный мир и формировать эффективный Обусловленный мир.
А в роли учителя, который ведет вас по вашей жизни, мне бы выступать не
хотелось, и я всеми силами этого избегаю. Не знаю, правда, насколько ясно я это
свое нежелание вам выражаю.
Я слышу реплику: "Ясно, но грустно". Знаете, я могу сказать на эту тему
следующее: тема духовного и жизненного водительства стояла перед человечеством
и отдельными людьми всегда, и очень остро, но мне представляется, что она
сейчас будет очень сильно пересмотрена и ответственность за свою жизнь будет
возлагаться на самого человека – почти в законодательном порядке.
|
|