|
трансляция из Обусловленного мира в Предсказуемый мир. Давайте подумаем: для
чего вообще нужен Обусловленный мир? Этот мир в большой мере именно для этого и
существует. Человек содержит внутри себя некоторую копию внешней реальности и с
ней каким-то образом работает именно для того, чтобы в подходящий момент
выразить вовне наработанную внутри энергию или информационный квант. Вот,
например, он готовится к важному разговору. Он прокручивает его у себя в голове,
он представляет своего партнера (оппонента) и мысленно ему что-то говорит,
воображает возможные варианты его ответов, ищет дальнейшие аргументы и
прикидывает: насколько реалистично провести этот разговор в действительности.
Если по его прикидкам этот разговор может реально состояться, в какой-то момент
он чувствует, что ситуация созрела, он наблюдает своего партнера в реальном
мире около себя и в подходящем настроении – и человек берет быка за рога:
собравшись с духом, начинает свой наработанный внутри потенциал, свой заранее
разработанный проект разговора осуществлять в реальном диалоге с живым
партнером. В этот момент активизируется трансляция из Обусловленного мира в
Предсказуемый. Попадет ли человек в итоге в Предсказуемый мир? Да – в том
случае, если и его поведение, и реакции партнера, что называется, окажутся для
него штатными, то есть так или иначе заранее им предусмотренными и не
выводящими его за рамки привычной картины мира.
Эту трансляцию я назвал так: подготовленное внешнее выражение. Я не пишу
"самовыражение", потому что это не есть выражение самости, то есть личности.
Это выражение индивидуального внутреннего мира человека, который в чем-то шире
его личности. Но поскольку у нас нет слова "индивыражение", я просто говорю:
внешнее выражение индивидуума.
Автономный мир -> Поглощающий мир. Это трансляция, диалектически
противоположная предыдущей; ее можно назвать: спонтанное внешнее выражение.
Как можно описать эту трансляцию? Не всегда то, что мы выражаем вовне,
нами подготовлено, не всегда оно вообще хоть как-то соотнесено с ожидаемой
структурой внешнего мира; и всегда, когда мы делаем внешние трансляции из
Автономного мира (то есть из мира наших ничем не ограниченных фантазий, гипотез,
предположений и конструкций) во внешний мир, мы рискуем попасть не в
Предсказуемый, а как раз в Поглощающий мир. Я надеюсь, вам это понятно. Если мы
никак себя не готовим к встрече с внешним миром, не соотносим себя внутренне с
ним, то мы неизбежно попадаем в реальность, где у нас нет никаких гипотез по
поводу того, как она фактически нас воспримет. Вот вам пример.
Представьте себе, у вас появился новый знакомый, который показался вам
похожим на любимого вами Портоса – одного из героев романа "Три мушкетера" А.
Дюма. И он вам показался верным товарищем, который так же будет всегда стоять
за вас горой, как Портос всегда стоял за Д' Артаньяна, никогда его ни о чем не
спрашивая: Д' Артаньян ввязывался в какую-то авантюру, говорил Портосу: поехали,
Портос седлал свою лошадь и ехал с другом, и бился рядом с ним до последней
капли крови. Вы можете, конечно, усомниться в своих фантазиях, и опуститься из
Автономного мира в Обусловленный; тогда ваши мысли примут такое течение: "Этот
человек показался мне похожим на Портоса; но в чем-то он, конечно, от него и
отличается. К тому же я в его глазах, вероятнее всего, Д' Артаньяном не являюсь,
а скорее напоминаю ему Буратино, так что, вполне вероятно, что наши отношения
сложатся не как у Д' Артаньяна с Портосом, а как у Буратино с котом Базилио, на
которого мой новый знакомец тоже, оказывается, похож". Если такого рода мысли у
вас в голове зашевелились, то это значит, что вы опустились из Автономного мира
в Обусловленный мир (эту трансляцию мы обсуждали на прошлой лекции и называли
"внутренней материализацией") и начали там как-то формировать и корректировать
свое предполагаемое внешнее поведение, в данном случае, например, просьбу о
помощи, стараясь предположить возможную ответную реакцию вашего нового
знакомого, ваши и его дальнейшие действия, и т. д. Но спонтанное внешнее
выражение, то есть прямой переход из Автономного мира в Поглощающий, чуждается
всей такой подготовки: вы, еще толком не познакомившись с человеком, с улыбкой
старого знакомого подходите к нему, бьете его по плечу и радостно просите:
"Одолжи сотню, друг!" – тоном, который не предполагает отдачи долга когда-либо.
Мы, кстати, таких спонтанных людей иногда очень ценим и любим, мы называем их
чистыми, простыми и искренними; но если они делают переход из Автономного мира
в Поглощающий не так или не вовремя, то мы называем их глупыми, наглыми,
навязчивыми, неадекватными, но все равно их нередко любим или уважаем.
Человек, склонный к спонтанному внешнему выражению, должен обладать
определенной храбростью, или особым мужеством, которое можно назвать мужеством
незнания. Он занимается тем, что какой-то фрагмент своего Автономного мира,
например, свою фантазию, без предварительной подготовки швыряет во внешний мир.
И внешний мир дает ему совершенно непредсказуемые реакции. К числу таких людей
относятся профессиональные искатели приключений; такой человек, полагаясь на
свое везение или на личное обаяние, лезет в ситуации, где его не ждали, где он
лишний, и к которым он неподготовлен. Это может быть тяжелый поход, или война,
или просто завязывание плотных отношений с опасным и непредсказуемым партнером.
Для него главное – спонтанная реализаций его фантазий, и он целенаправленно
стремится именно в Поглощающий мир, поскольку уверен, что в Предсказуемом мире
ничего интересного у него не получится.
Рассматриваемую нами трансляцию называют иногда экспромтом. Если вы
взаимодействуете с человеком, которого хотите понимать, то в каждый момент
времени вы должны очень четко представлять, где находится его основное
внимание: во внутреннем мире или же во внешнем, занят он самовыражением или
восприятием. Но если вам уже совершенно ясно, что он находится в состоянии
внешнего выражения, то вы обязательно должны различать, идет ли он по пути
|
|