|
поставили ему положительную отметку или нет, но экстра-экстравертный взгляд
своим экзаменаторам этот студент, которого звали Нильс Бор, безусловно
продемонстрировал, ясно показав им ограниченность их мышления, подразумевающего
совершенно определенный подход, а все остальные игнорирующего.
Свойственна ли экстра-экстравертному состоянию сознания какая- либо
этика? Здесь нет обращений ко внутренним программам человека, к его
мировоззрению, к его априорным наработкам, то есть перед вами Абсолют в
миниатюре – он непредсказуем, он реагирует спонтанно. И этика здесь такая: я
делаю то, что требуют от меня обстоятельства, реализую то, что спонтанно ко мне
приходит, а думаю я только тогда, когда внешний мир от меня прямо этого требует,
и ровно столько, сколько это минимально необходимо.
Кстати говоря: один из самых эффективных способов прекращения негативных
эмоциональных медитаций – это перевод сознания человека в Поглощающий мир. К
этому часто призывает Ошо Раджниш: если к вам пришла эмоция, то переживите эту
эмоцию тотально, целиком станьте ею. Это, правда, гораздо легче сказать, чем
сделать, но если это удается, то эмоция иногда действительно изживается.
Психологически проблема часто заключается в том, что ситуация, которая
беспокоит клиента и воспринимается им как негативная, существует в его
реальности недостаточно ярко для того, чтобы его подсознание выработало против
нее адекватный антитезис. Однако талантливый психотерапевт может навести
клиенту гипнотическое экстра-экстравертное состояние, усугубив его проблемную
ситуацию, подсветив ее своей энергетикой и посадив ее на голову клиента во всей
ее архетипической красе. Тогда, вполне вероятно, клиент вскрикнет: "Нет, нет,
это не я, я ничего такого не имел в виду!" – и антитезис тут же будет найден им
самим. Однако это острая терапия, и надо иметь на нее априорное согласие
клиента. В жизни, впрочем, она случается чаще, чем можно подумать.
А законы в Поглощающем мире, конечно, тоже есть, и человеком
воспринимаются, но не через символические системы, а непосредственно даны в
ощущении. Закон тяготения, например, дается в виде синяков, которые человек
получает, спотыкаясь и падая, а не через умопостигаемую формулу.
И вот в заключение я хотел бы заметить, что символизмы (метафорические
системы, способы интерпретации), которыми пользуется человек при восприятии
описанных мною четырех миров, совершенно различны. И переходы от одного мира к
другому всегда требуют перекодировки (перевода) символических систем, даже если
символы разных миров похожи друг на друга. Например, образ одного и того же
человека может совершенно по-разному выглядеть в Автономном мире, в
Обусловленном мире, в Предсказуемом мире и в Поглощающем мире: он может,
например, в Автономном мире существовать в виде положительного и обаятельного
юноши, в Обусловленном мире – в виде старого, угрюмого, ненадежного, больного и
противного человека средних лет, а в Предсказуемом мире – в виде невеселого,
бодрящегося и обаятельного старичка, и здесь вы с ним вполне можете общаться,
хотя в Обусловленном мире он у вас находится в ящичке с надписью "для общения
непригоден"; а в Поглощающем мире он вам вообще никогда не встречается, то есть
его образа там попросту нет: вы никогда не берете на себя труд посмотреть ему в
глаза, ничего не предполагая заранее и забыв обо всем, что у вас было раньше.
Тезаурусы четырех миров. Итак для всех этих четырех состояний сознания есть
свои символизмы, которыми человек пользуется, и, в частности, это речь. Если вы
настроены на аудиальное (слуховое) восприятие, то есть внимательно слушаете
окружающих, обращая внимание на слова и выражения, ими употребляемые, на
любимые ими грамматические конструкции и изменения в тембре голоса и темпе речи,
на самые частотные слова и характерные эллипсисы (то есть слова, которые
человек опускает, хотя по грамматике они нужны), – то вы просто по речи
человека, немного с ним пообщавшись, будете определять, в каком мире он сейчас
находится. Более того, у него будет внутренний тезаурус и внешний тезаурус, и
они будут сильно отличаться. "Тезаурус" – это лингвистический термин, который
приблизительно означает "толковый словарь"; а личный тезаурус – это набор
используемых данным человеком слов и соответствующих им значений, которые у
него присущим ему образом ассоциативно связаны. Например, при изучении
творчества великого поэта уважающий себя поэтовед обязательно отметит, что
такие-то и такие-то слова употребляются данным поэтом особенно часто и имеют в
его творчестве такой-то особенный смысл. Так, в стихах Лермонтова слово
"железный" имеет положительный оттенок надежности, а у Есенина, наоборот,
отрицательный антигуманный оттенок. Свои особенности словоупотребления и
словопонимания есть у каждого человека. Пушкин – один из очень немногих поэтов,
который практически все слова использовал в их литературном значении, почти не
нагружая их своими личными смыслами – или, может быть, нагрузил так ловко, что
с тех пор мы сами их воспринимаем по-пушкински.
Так вот, у каждого человека есть четыре личных тезауруса, то есть четыре
личных словаря со своими ассоциациями, которые будут определенным образом друг
с другом пересекаться, перекликаться, но не будут совпадать.
Что такое интро-интровертный тезаурус, или тезаурус Автономного мира? Это
слова, которые человек использует, находясь в интро-интровертном состоянии;
например, он может адресовать их любимому существу противоположного пола и
получать их от него обратно – но только в своем воображении, и НЕ предполагая
их использовать во внешней реальности. И если он услышит эти интимные
внутренние слова адресованными к нему из внешней реальности (например, находясь
в Предсказуемом мире), он воспримет их как кощунство: он использует эти слова
только для сугубо внутренних переговоров, когда он находится в идеальном
|
|