|
реальности, человек подчиняется этике внешней реальности и ее законам, причем
они даны ему не как абстрактные категории, а как непосредственная данность. Вот
он чувствует, что сейчас надо сделать это. Он не понимает, почему это так, но
делает. Как говорится, так сложилась ситуация. Иногда это поведение грубое,
дикое, даже жестокое, и человек в этом себя не контролирует. Может ли оно быть
свойственно культурному человеку? Ответ здесь звучит так: может, но такого рода
ситуации, чтобы не оказаться грубыми, должны быть достаточно подготовлены.
Человек, находясь в других позициях – в Обусловленном мире, в Предсказуемом
мире, особенно в Автономном мире – каким-то образом готовит себя к погружению в
Поглощающий мир, и готовит сам этот мир – для того, чтобы потом в него
погрузиться и забыть обо всем на свете, кроме чистого и свежего текущего
момента. Так изнеженная женщина готовит себе благоухающую ванну. Таков же в
принципе идеал спонтанных сексуальных отношений (по крайней мере, в том виде,
как они пропагандируются в наше время), согласно которому действующие лица
должны себя полностью внутренне и внешне отпустить – они должны стараться
воспринимать друг друга наиболее полно, не должны преследовать каких-то
посторонних целей, не должны ставить себе каких-либо ограничений, не должны
ориентироваться на свой прошлый опыт и программировать или предвосхищать свои
действия и чувства. В принципе это относится не только к сексуальным
взаимодействиям, а к любым искренним, откровенным парным отношениям, когда люди
глубоко вовлечены друг в друга и непосредственно ощущается парный эгрегор,
который их ситуацию и ведет. Парный эгрегор берет управление на себя, а у пары
возникают совершенно необычные, непредсказуемые переживания. Но, как вы
понимаете, для того, чтобы это реально происходила, нужна большая
подготовительная работа по формированию (воспитанию) парного эгрегора и
выстраиванию отношений с ним.
В экстра-экстравертном состоянии, в ситуациях, которые для него
непредсказуемы, у человека проявляется и формируется особая модификация (грань,
образ) его личности. И есть люди, для которых только это состояние и есть
реальное переживание жизни и своего "я". В этом только они и видят смысл. И им
может быть довольно трудно попасть в Поглощающий мир: кто ищет его в тюрьме,
кто на войне, кто на порожистой реке в дикой тайге; кто-то – на скальных
вершинах, а кто-то идет учиться необычным и непривычным для себя вещам. Для
человека при этом важно, чтобы увлеченность внешним сюжетом была настолько
сильна, что его внутреннее состояние определялось бы внешними событиями, чтобы
чувствовался внешний закон, которому человек вынужден неизбежно был подчиниться,
и не мог противопоставить ему свой внутренний мир.
Какие роли типичны для бытия в Поглощающем мире? Это, например,
Доверчивый Ребенок. Вот он с открытым ртом слушает, что ему говорят родители, и
немедленно бросается это исполнять. У него нет внутренней переработки, у него
нет заданности. Еще одна экстра-экстравертная роль это Нерассуждающий Слуга,
который в некоторых случаях рассматривается своим начальником как Идеальный
Исполнитель. Если в Предсказуемом мире человек подсознательно мыслит себя как
администратор, как начальник, то здесь он, наоборот, чувствует себя
Исполнителем или Жертвой Обстоятельств, а в роли начальника (соответственно,
рока) выступает внешний мир. Еще одна роль, типичная для Поглощающего мира –
это Доверчивый Ученик, буквально воспринимающий то, чему его учат, и наивно
претворяющий это учение в жизнь. Здесь у человека как бы нет внутреннего мира,
и, в частности, здесь нет разумности, свойственной экстра-интровертному
состоянию человека. Заметьте: в процессе обучения учитель иногда дает ученикам
инструкции для прямого исполнения, имея в виду экстра-экстравертное восприятие,
а иногда он говорит нечто как бы к сведению учеников, апеллируя к их
интро-экстравертному (Обусловленному) миру. А если ученик дает на это
буквальную реакцию, то это показывает, что он находится в экстра-экстравертном
состоянии, чего учитель мог совершенно не иметь в виду.
Для экстра-экстравертного состояния характерно буквальное понимание
происходящего без трансформации его в какие бы то ни было внутренние или
внешние символические системы. Иногда ему сопутствуют механичность и
прямолинейность, и всегда – отсутствие заданности, то есть внешнего, априорного
взгляда. Анекдот из журнала "Плейбой": девочка молится Богу: за маму, за папу и
за бедных голых девушек из журнала, который папа любит разглядывать – чтобы Бог
послал им денег на одежду. Как вы понимаете, девочка понимает обнаженные
фотографии чересчур буквально. Другой пример – это история из сборника "Физики
шутят". На экзамене по физике студентам предлагается задача – измерить высоту
небоскреба с помощью барометра. Экзаменаторы имели в виду следующее решение:
следует измерить давление внизу небоскреба, затем давление наверху, и их по
разнице, используя известную студентам формулу, рассчитать высоту здания.
Однако один изобретательный студент предложил, по-моему, десять иных способов
решения этой задачи, из которых мне запомнились три наиболее ярких. Первый
самый простой – надо взять этот барометр, найти управляющего здания и
предложить ему такую сделку: "Господин управляющий, у меня есть замечательный
барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания". Второй вариант, при
котором, правда, он тоже лишался барометра, был такой – он забирается на крышу
этого здания, бросает этот барометр вниз и замеряет время падения, и на
основании этого времени рассчитывает высоту здания. Но самый замечательный
предложенный им способ был такой: вы поднимаетесь по пожарной лестнице,
прикладывая барометр к стене и делая отметки. Затем подсчитываете количество
отметок и, умножив его на размер барометра, получаете высоту здания. Правда
(заметил студент), это очень трудоемкий способ, но зато вы получите высоту
здания в оригинальных единицах: барометрах. Я не знаю, чем там все закончилось,
|
|