|
состоянии, и его партнер – тоже идеальное существо.
Интро-экстравертный тезаурус, или тезаурус обусловленного мира содержит
лексикон внутренней речи человека, которая используется им при подготовке к
внешнему диалогу или иному взаимодействию с внешним миром. Это слова, которые
приходят ему в голову, когда он продумывает свое поведение или осмысливает свои
свежие впечатления от внешнего мира, в частности, вспоминает, как он
разговаривал с кем-то. Специально обращаю ваше внимание: те слова, которые
всплывают у него в памяти – это нередко совсем не те слова, которые он
фактически произносил – у него работает внутренняя цензура, и если ему
продемонстрировать магнитофонную запись с его речью, он очень удивится не
только своим интонациям, но и по лексическому составу своей речи. Он скажет:
"Что вы, я этого слова не мог употребить", – потому что в тезаурусе
Обусловленного мира это слово не представлено, хотя в тезаурусе Предсказуемого
мира он его себе при случае позволяет. Я еще раз подчеркиваю: в ситуациях
Предсказуемого мира над человеком стоят определенные шаблоны поведения:
физиогномические, кинестетические, ментальные и речевые, и они сильно
отличаются от соответствующих им шаблонов Обусловленного мира. Находясь в
Предсказуемом мире, человек говорит совершенно определенным образом, и по тому,
как он говорит, какие слова употребляет, можно понять, что он находится в
экстра-интровертном состоянии и даже определить, какой именно эгрегор его ведет.
И, как вы уже понимаете, оказавшись в Поглощающем мире, человек употребляет
слова, которые в других мирах может никогда не использовать, причем они могут
быть как очень грубыми, так и чрезвычайно нежными – тут возможны вылеты и в ту
сторону, и в другую. С другой стороны, речевые возможности в Поглощающем мире,
как правило, резко сужены, то есть тезаурус Поглощающего мира обычно невелик,
но зато чрезвычайно выразителен.
А теперь давайте рассмотрим четыре типа речевых взаимодействий, которые
свойственны каждому человеку.
Типы разговоров. Существуют четыре типа разговоров, которые может вести
каждый человек, и они совершенно разные. Находясь в каждом из рассматриваемых
нами состояний сознания, человек ведет разговоры в совершенно особенном стиле.
В чем же их различия? Эта тема очень актуальна. Представьте: вы разговариваете
с человеком. В каком состоянии сознания он находится? Если вы перепутаете,
например, интро-интровертный монолог вашего партнера с экстра-интровертным, то
эффективной ваша коммуникация точно не окажется.
Вот человек ведет разговор, находясь в интро-интровертном состоянии. Это
очень опасная вещь: здесь человек наделяет себя и своего партнера теми чертами,
которые он считает для себя нужными или удобными. Например, я помню такую
историю, которая в целом была для меня малоприятной, но зато в результате я
потерял остатки ложной скромности. Я тогда готовил документы к защите и
последующему утверждению в Высшей аттестационной комиссии своей кандидатской
диссертации. Всю документацию, естественно, аспирант готовит сам, в частности,
самолично пишет все свои характеристики (для скромного человека – задача не из
простых). Но мало того, оказалось, что и протокол заседания Ученого совета, где
я защищал диссертацию, я тоже должен был писать сам – на основе стенограммы,
которую мне выдал секретарь совета. И мой приятель, узнав про это
обстоятельство, мне посоветовал: "Что же ты – сказал он, – теряешься? Ты введи
в этот самый ученый совет какого-нибудь идиота, который задает тебе глупые,
неуместные вопросы, и в ответ – твои блистательные реплики, его на месте
уничтожающие". Это – типичный пример интро-интровертного подхода. Находясь в
Автономном мире, вы легко можете поставить себя в выгодное положение, а своего
воображаемого партнера лишить свойственной ему в жизни изобретательности,
сделать тупым и невнимательным, легко поддающимся на все ваши провокации – и
тогда его будет совсем несложно победить. (С другой стороны, иногда человек в
своем Автономном мире представлен крайне неудачно, гораздо хуже, чем в
Предсказуемом, и тогда в автономных спорах он всегда терпит поражение.)
Заметьте, что интро-интровертный диалог по идее идет во внутреннем мире
человека, в области его так сказать, чистых фантазий – но это не означает, что
вы не можете быть его участником! Присмотритесь поближе к человеку, с которым
вы в данный момент разговариваете: смотрит ли он на вас? Реагирует ли на ваши
реплики, замечания по существу, и реагирует ли вообще? Сделайте паузу подлиннее
и посмотрите, обеспокоит ли она его, заставит ли вопросительно взглянуть на вас,
или же он только оживится в своем монологе, адресованном как будто не совсем
вам? Вполне может случиться, что по ходу разговора с вами сознание вашего
партнера незаметно для него (и очень плохо, если незаметно для вас) сместилось
в Автономный мир, и ваши слова звучат в его сознании сильно искаженно, а его
ответы адресованы вовсе не вам, а лишь косвенно, ассоциативно с вами связанному
неизвестному существу, обитающему в Автономном мире вашего собеседника.
Интро-экстравертный разговор – это мой мысленный разговор с тем образом
моего партнера, который у меня сложился в результате опыта прямого
взаимодействия с ним. Здесь у меня гораздо меньше свободы, и в первую очередь
своей собственной, потому что в Обусловленном мире мой образ "я" совсем не тот,
что фигурирует в Автономном мире, а гораздо более приближенный к внешней
реальности и практики моего бытия во внешнем мире. И образ моего партнера здесь
тоже гораздо более реалистичен и существенно менее мной управляем, чем его
образ в Автономном мире (где он может быть представлен метафорически, например,
в виде говорящей змеи). Конечно, какие-то искажения субъективного восприятия на
нем скажутся, но все-таки их будет меньше. И разговоры, которые ведутся в
Обусловленном мире, гораздо более конкретны, более предметны и могут служить
|
|