|
направлено во внешний мир, но они знают, как именно он должен быть устроен,
каковы законы и цели его развития. В низшей октаве это упрямец без обратной
связи. Знаете научное определение понятия "дурак"? Дурак – это человек без
обратной связи. Человека, который всегда настаивает на той или иной своей
экстра-интровертной роли, в принципе можно считать зомбированным. Его знания о
мире слишком прочны и незыблемы. Если он категорически отрицает для себя
экстра-экстравертные состояния и существование (для себя) Поглощающего мира,
если он настаивает на том, что он всегда знает, как надо, и стоит на том, что
внешний мир ему полностью понятен (а где надо – и послушен), то этот человек
может быть в своей профессиональной сфере до поры до времени эффективен, но
человеком в истинном, гуманитарном смысле слова он все-таки не является. Он
может быть очень могуч, у него может быть мощное отработанное мировоззрение,
отлаженная внутренняя схема, которую он сильно и убедительно навязывает
внешнему миру, так что сказать ему что-нибудь поперек чрезвычайно сложно. Он
вас попросту не воспримет, причем так не воспримет, что вы получите от него
мощный психический удар – а иногда не только психический. У него есть то, что
называется системой веры, или внутренняя карта мира, и он забывает о том, что
карта – это еще не реальность. И он эту карту накладывает на внешнюю реальность,
и считает, что реальность должна ей подчиниться.
Чистый экстра-интроверт совсем не обязательно существует в янских,
активных ролях. Ему в равной мере могут быть свойственны совершенно иньские
роли, то есть это может быть человек, который ничего не делает, он просто
определенным образом на вас смотрит. Он определенным образом вас воспринимает,
но от одного этого, если вы не укладываетесь в его схему видения, вам делается
чрезвычайно дискомфортно: он вас или выталкивает (из своего общества или даже
из мира вообще) или ломает одним своим отношением к вам – хотя внешне оно может
почти никак не проявляться. Но этот человек эффективно накладывает на мир свои
символы и ждет, что мир ему подчинится. Для него типичны большие слепые пятна и
грубые искажения восприятия в тех областях, где мир не вмещается в его схемы,
но он, тем не менее с этим живет.
Я хочу подчеркнуть, что Обусловленный мир как раз и существует для того,
чтобы его накладывать на реальный, и чтобы служить психологической основой для
внешней жизни человека в штатных для него ситуациях, то есть когда он находится
в Предсказуемом мире, но фактически эти миры обычно довольно разные, и очень
важно понимать разницу между ними. Например, к Обусловленному миру – относится
то, что человек думает, что он делает, а к Предсказуемому миру – то, что
человек фактически делает. И внутренняя честность это в первую очередь умение
провести между первым и вторым демаркационную линию. Этика человека в
Предсказуемом мире всегда несколько отличается от его этики в Обусловленном
мире, и чем больше эти различия, тем труднее жить с ним рядом (и часто тем
труднее ему самому).
На этой разнице "ломается" психотерапевт, ориентированный лишь на
изучение внутреннего мира клиента. Проблема человека может заключаться именно в
том, что у него есть несоответствия между тем, что он о себе думает, и тем, что
он фактически делает, как он фактически влияет на окружающий мир. Психотерапевт
по идее должен заниматься внутренним миром клиента, но практически ему так или
иначе приходится заниматься поведением человека во внешнем мире, в частности,
той магией, которую он накладывает на внешний мир с помощью своего
мировоззрения, а она из Обусловленного мира (не говоря об Автономном)
практически не видна. Представьте себе психолога, ориентированного на
психологические тесты. В каком состоянии сознания человек заполняет
психологический тест, заполняет анкеты? Совершенно ясно: по мысли автора теста
это интро-экстравертное состояние, а фактически зачастую интро-интровертное, то
есть анкеты и тесты дают в лучшем случае представление об Обусловленном и
Автономном мирах человека – и то нещадно их смешивая. А поведение в
Предсказуемом мире, то есть непосредственное внешнее поведение человека,
анкетами практически не охватывается, а оно может очень сильно отличаться от
поведения в Обусловленном (и тем более в Автономном) мире, и разница между
этими типами поведения создает у некоторых людей очень сильные внутренние и
внешние проблемы. По этому поводу я могу привести пример. Один из современных
психологов (по-моему, Р. Бэндлер) пишет, что он практиковал такой прием: он
оставлял клиента в своем кабинете одного, шел в соседний кабинет и через
специальное следящее устройство за ним подглядывал. И он пишет, что
пятиминутное наблюдение за клиентом в одиночестве, когда тот думает, что за ним
никто не смотрит, дает больше, чем часовая беседа с ним. Я думаю, имея в виду
нашу схему, вы уже можете понимать, почему так происходит.
Когда человек мощно накладывает свою внутреннюю картину мира на внешний
мир, в частности, лично на вас, то вам иногда хочется задать ему такой вопрос:
"За кого ты меня держишь?" – или воскликнуть: "Я совсем не то, чем ты меня
считаешь!" Вам отчетливо кажется, что он разговаривает с вами так, как будто вы
– это вовсе не вы, а совсем другой человек. Высказать человеку всерьез
неудовольствие такого рода это значит предъявить ему претензию по поводу
устройства его внутреннего мира, но в нашей культуре этот объект считается,
во-первых, неприкосновенной личной собственностью, а во-вторых, неизвестно,
существующим ли вообще. Увы.
Еще одно важное замечание. В экстра-интровертном состоянии человек в
наибольшей степени находится под влиянием общественного подсознания; в
частности, под влиянием того или иного эгрегора. Почему? Здесь его основное
внимание сосредоточено на внешнем мире, и потому он за собой не следит. Он
думает (ему кажется), что он управляет миром, и на поверхностном уровне, может
|
|