|
Заметьте: своя этика и свои законы существуют в каждом из трех миров:
Автономном, Обусловленном и Предсказуемом; однако в Поглощающем мире их нет –
по крайней мере, человек их не осознает, хотя, может быть, чувствует интуитивно.
Поэтому у человека есть три разных вида этики и три различных свода правил
поведения, которыми он пользуется в зависимости от того, в каком мире он
находится – в Автономном мире одна этика, в Обусловленном – другая, в
Предсказуемом – третья. И хотя последние два мира, казалось бы, существуют в
тесной взаимосвязи, один для другого, на самом деле очень часто человек
совершенно преображается, когда переходит из интро-экстравертного состояния в
экстра-интровертное. Но об этом чуть позже.
Итак, у каждого человека есть три вида этики и, что не менее важно, три
образа "я", то есть три ипостаси личности: у него есть "я", фигурирующее в
Автономном мире, есть "я" в Обусловленном мире и "я" в Предсказуемом мире.
Автономное "я" это нечто вроде лирического героя, обусловленное "я" – это образ,
с которым идентифицируется человек, вспоминая свою внешнюю жизнь или готовясь
к ней, а предсказуемое "я" – это образ человека, возникающий в его сознании,
когда он фактически взаимодействует с внешним миром и погружен в него – но при
этом находится в штатной для себя ситуации, к которой он внутренне подготовлен,
то есть когда мир им загипнотизирован. Заметьте, что когда человек находитесь в
Поглощающем мире, его "я" фактически отсутствует, его как бы нет – человек
слишком увлечен внешней ситуацией, чтобы осознавать себя как такового.
Теперь немного о личной философии. Если говорить об интро-экстравертном
состоянии, об Обусловленном мире, то в нем у человека есть практическая
философия, и в нем есть практическая психология, и та и другая настроены на
прямое взаимодействие с реальным миром – так, как человек его воспринимает.
Однако в Автономном мире есть своя философия, которую я бы назвал идеальной,
причем у большинства людей практическая и идеальная философии сильно расходятся,
на что психолог должен обращать внимание – так же, как и на то, что "я",
фигурирующее в Автономном мире, очень сильно отличается от "я", существующего в
Обусловленном мире. Вот вам пример, который иллюстрирует эти различия.
Представьте себе поэта-любителя, который пишет стихотворение на день
рождения своего друга. Сначала он приходит в интро-интровертное состояние, то
есть погружается в Автономный мир, становится Вдохновенным Пиитом, к нему
прилетает муза, его посещает вдохновение, приходят в голову строчки и рифмы, и
он пишет поздравительную оду. В Автономном мире он может считать себя
высокотворческой личностью и зрелым поэтическим талантом, и достаточно уверенно
эту самую оду сочиняет. Что же происходит дальше? Дальше идет внутренняя
материализация, а именно, он переходит в интро-экстравертное состояние, в
Обусловленный мир, и смотрит на это стихотворение глазами своего друга и его
приятелей, которые соберутся на торжестве. Он пытается представить себе, какое
впечатление это стихотворение произведет на собравшихся, и подбирает правильный
момент и способ прочтения. Он догадывается, что такие-то строчки поймут все, а
вот эту – лишь именинник, и очень ей обрадуется, а вот эту поймет и его жена, и
скорее всего догадается, какой в ней заключен намек, и вряд ли сильно ему
обрадуется, но все же простит, всерьез не обидится. А для того, чтобы прочитать
оду, лучше всего выбрать момент почти сразу после первого тоста за здоровье
именинника… Вот так идет имплантация оды, созданной в Автономном мире, в
Обусловленный мир. А потом происходит торжество, и если ситуация нашим поэтом
более или менее правильно просчитана, он ловко улучает заранее определенный
момент после первого тоста и с хорошим настроением свою оду читает – на радость
герою торжества и гостям, и почти не задев самолюбия жены. И в тот момент,
когда гости его слушают и выдают заранее предположенный им тип реакции, поэт
находится в экстра-интровертном состоянии, в Предсказуемом мире. Если, однако,
стихотворение окажется слишком сильным, и реакция гостей и хозяев окажется
совершенно выходящей за рамки его предположений (например, жена именинника
смертельно оскорбится, побледнеет, затем расплачется, а потом впадет в
совершенную ярость и закричит ему: "Катись-ка ты, мерзавец, прочь отсюда со
всеми твоими стихами и гнусными намеками!") – то поэт рискует оказаться в
Поглощающем мире и экстра-экстравертном состоянии. Именно такой случай
произошел у моего друга юности, обладавшего большой склонностью к поэтическому
творчеству. Он на свадьбу одной своей подружки написал стихотворное
поздравление, в котором были такие строчки:
"И лучшие из наших женщин
выходят за кого попало".
Со стороны родственников жениха послышалось гробовое молчание, и от дома моему
другу в результате было отказано. Он был яркий, выразительный и не очень
скромный юноша с привычкой жить в Предсказуемом мире, подчинявшемся его
представлениям, а тут мир не подчинился, и мой друг попал в поглощающий мир –
впрочем, ненадолго.
Предсказуемый мир. Мы незаметно перешли к Предсказуемому миру. Что для
него характерно? Находясь в экстра-интровертном состоянии, человек проецирует
на внешний мир свое психическое состояние, и через него этот мир воспринимает.
В этот момент у него есть мировоззрение, и он навязывает внешнему миру
определенные структуры и законы жизни, иногда даже определенный смысл его
(мира) существования, а все во внешнем мире, что представлениям человека не
подчиняется, он игнорирует.
Какие профессии типичны для человека, предпочитающего жизнь в
Предсказуемом мире? Это, например, воспитатель, надзиратель, администратор,
коммивояжер, водитель пассажирского автобуса; в целом это человек, который
знает, как надо, и это свое знание проводит в мир. Это люди, чье внимание
|
|