|
возможности – и внешняя ситуация тоже чудом меняется.
Мир, в котором оказывается человек в экстра-экстравертном состоянии сознания,
можно назвать Поглощающим – ибо человек оказывается полностью им поглащенным,
теряя всякий интерес к своему внутреннему миру и его установкам и фактически
выходя из-под их магической власти.
_____________________
Я хочу заметить, что самопознание и проявление внутреннего "я" возможны во всех
четырех описанных мной состояниях сознания: от интро-интро до эктра-экстра, так
же, как и самовыражение и самореализация. Человек может познавать самого себя,
как углубляясь в дебри никак не контролируемых фантазий, так и оказываясь во
внешних ситуациях, которые не укладываются в имеющиеся у него представления о
реальном мире. Это судьба людей, которые идут на большой риск, например,
путешественников в неизведанные края и непознанные культуры.
Интересно, что интро-интроверт во внешней реальности чаще всего оказывается в
экстра-экстравертном состоянии сознания. Как говорится, крайности сходятся;
аналогично, экстра-экстраверт, уходя внутрь себя, предпочитает
интро-интровертное состояние сознания: оно представляется ему более интересным
и продуктивным. И эти два психотипа часто хорошо друг друга понимают. С другой
стороны, экстра-интроверт хорошо понимает интро-экстраверта, и наоборот. И у
того, и у другого центральную роль играет обусловленный образ внешнего мира. И
эти два человека нередко хорошо взаимодействуют друг с другом.
А теперь вы можете подумать на тему о том, какой из этих четырех
психологических типов вам ближе, какое из этих четырех состояний сознания вам
наиболее свойственно, какое вам более комфортно, какое вы считаете правильным,
а какое (может быть) – для себя недопустимым. Подумайте, людей каких типов вы
недолюбливаете, каких вы плохо понимаете, а с какими вам легче находить общий
язык и иметь дело. Но самое главное, мне бы хотелось, если говорить о
практическом использовании этого материала, чтобы вы научились не только
различать, в каком состоянии сознания находится в данный момент ваш партнер или
вы сами, но и, исходя из этого, строить свое поведение. Представьте себе, что
вы ведете деловые переговоры, и ваш партнер переходит в интро-интровертное
состояние, а вы этого не заметили, и считаете, что он находится в
экстра-интровертном – я думаю, вы понимаете, что в лучшем случае он вставит вас
как персонаж в свою внутреннюю сказку (например, в образе настырного бегемота),
и уж точно не воспримет сложную и тщательно вами продуманную идею
переорганизации пассажиропотоков на железных дорогах Новосибирской области.
Если у вас хорошая энергетика, и вы на него сильно нажмете, он перейдет в
экстра-экстравертное состояние, у него станут удивленно-загипнотизированные
глаза и он пообещает вам ровно то, что вы от него хотите. Но потом, на
следующий день, он перейдет в свое нормальное экстра-интровертное состояние
сознания и попросту забудет все, что от вас воспринял и вам обещал. Его
поведение, его этика будут уже абсолютно другими, потому что в
экстра-экстравертном состоянии этики как таковой вообще нет. Там есть
единственный принцип поведения: человек пытается соответствовать тому, что ему
навязывает внешний мир, и он, как говорят в таких случаях, за себя не отвечает.
Можно себя ругать за это, можно пытаться вводить этику и какие-то правила
поведения в свои нештатные ситуации – но результат будет лишь тот, что вы
переместите их в Обусловленный мир и сделаете штатными. А природа
внезапно-неожиданных для человека ситуаций и соответствующих им
экстра-экстравертных состояний сознания такова, что никакой этики там нет и
быть не может. Поэтому предъявлять претензии человеку, на которого вы слишком
уж наехали и он вам (в порядке самозащиты в экстра-экстравертном состоянии)
что-то нереальное для себя пообещал, конечно, можно – но вы должны понимать,
что эту ситуацию все-таки создали сами. И на этом я сегодня хочу остановиться.
Спасибо. До свидания.
Лекция 4
ЧЕТЫРЕ МИРА ПСИХИКИ
Здравствуйте, дамы и господа!
Сегодня я продолжаю тему двухуровневой модели психики. Я напоминаю, выглядит
она следующим образом: мы выделяем в человеке внутренний мир и внешний мир –
так, как он к человеку развернут. И вот это и есть два уровня нашей модели.
Верхний, или эзотерический уровень – это внутренний мир человека, то есть его
мечты, идеи, фантазии, эмоции, все то, что с ним происходит, когда он оторван
от реалий внешнего мира и как бы предоставлен самому себе. Тогда информация,
поступающая от наших органов чувств, сознанием либо вообще не воспринимается,
либо воспринимается чисто фоновым образом. Нижний, или экзотерический уровень
нашей модели – это внешний мир, воспринимаемый данным человеком; ему
соответствует состояние сознания, когда центральное внимание человека полностью
сосредоточено на внешнем мире. Кроме того, в нашей модели есть каналы связи
между верхним и нижним уровнями: это нисходящий канал экстериоризации, то есть,
проявления вовне, или внешнего выражения, и восходящий канал, суть действия
которого может быть выражена словами "интериоризация" или, проще, "восприятие".
Более привычным термином для нисходящего канала было бы слово "самовыражение",
но я не ставлю знак равенства между самостью, то есть личностью и внутренним
|
|