|
целует девушку, а она в ответ говорит ему: "Спасибо". Что произошло? Говоря на
нашем языке, ему не удалось вывести ее сознание из экстра-интровертного
состояния, и она отреагировала по тем стереотипам, которые у нее есть – то есть
не вышла из своего представления о том, что он – старший, которого надо уважать,
может быть, даже уступать свое место в транспорте, и уж во всяком случае
словами благодарить за услугу.
В экстра-интровертном состоянии все эмоциональные акценты заранее
выстроены и предсказуемы, и если происходит что-то отчасти неожиданное, то
эмоциональная реакция человека все равно находится в тех рамках, которые
заранее обозначены его (обусловленной) картиной мира. И, что очень важно,
положение точки сборки (центра внимания) управляется человеком изнутри, то есть
им самим; иными словами, он сам контролирует способ своего восприятия. В этом
состоянии у человека есть определенная этика, или, шире говоря, набор принципов,
которые он навязывает миру, то есть предполагает, что мир им должен
соответствовать. Если же какая-то часть мира этим принципам не соответствует,
то человек как бы накладывает на нее слепое пятно, то есть ее игнорирует. В
таких случаях он обычно говорит: "Я этого не понимаю, я этого не воспринимаю",
– то есть отрезает от мира этот кусок и выбрасывает его из своего сознания.
Таков экстра-интроверт.
Я не знаю, насколько вам симпатичен этот образ. Иногда он бывает внешне
эффективным – но обычно в довольно узких психологических границах, за пределами
которых оказывается совершенно неадекватным. Если человек – последовательный
экстра-интроверт, то он может быть страшным занудой, но при этом и чрезвычайно
надежным человеком, который, невзирая ни на какие соблазны внешнего мира,
проведет взятую на себя программу. Если его внутренний мир сильно хаотичен, он
может быть, по большому счету, и непоследователен и ненадежен, но, по крайней
мере, быстро сдвинуть ему состояние сознания сложно. Он устойчив в рамках всех
состояний сознания, которые у него есть.
И теперь следующий вариант – это экстра-экстравертное состояние сознания. Оно
качественно отличается от экстра-интровертного, и одновременно включены они не
бывают. И не существует промежуточных вариантов между ними: сознание как бы
скачет из одного состояния в другое, иногда довольно быстро, но все равно можно
понять, где человек находится.
Если, находясь в экстра-интровертном состоянии, человек гипнотизирует внешний
мир, то экстра-экстравертное состояние означает, наоборот, положение, когда он
сам загипнотизирован внешним миром. Он полностью в него вовлечен, так что и
фигура и фон находятся во внешнем мире. При этом идет взаимодействие с внешним
миром, игнорирующее рамки его личного опыта. Здесь происходит полное вовлечение
человека во внешнюю ситуацию, в которой у него нет определенной, заранее
известной ему роли. Иногда он при этом входит в совершенно непривычные для себя
роли, которые он должен осваивать. Здесь все его внимание направлено на внешнюю
ситуацию, которая является нештатной. Здесь не работает его привычный
внутренний образ мира. Слишком сильно действие внешнего мира – здесь человек не
пограммирует себя изнутри, у него не предопределено внимание, он не занимается
привычными интерпретациями – он непосредственно воспринимает то, что
происходит; интерпретации будут когда-нибудь потом. А сейчас он интенсивно
вовлечен и проживает свою жизнь, которая оказалась вдруг для него совершенно
неожиданной и не вмещающейся в знакомые рамки. Иногда при этом она оказывается
очень яркой, хотя, может быть, и негативно яркой – и тогда у него идут очень
неприятные переживания, но они полностью его захватывают.
В экстра-экстравертное состояние приводит человека любая остро-неожиданная
ситуация, выходящая за рамки привычного, сбивающая его с толку и полностью
захватывающая его внимание, так что у него, как говорится, съезжает крыша, и
его действия становятся продиктованными этой конкретной ситуацией, а не
какими-то внутренними мотивами (последнее – важный и необходимый признак
экстра-экстравертного состояния сознания).
И вот он непосредственно реагирует, будучи полностью вовлеченным в ситуацию. В
этот момент его обусловленная картина внешнего мира как будто стирается, ее
словно бы и нет вовсе: он в чистом виде находится в плену внешнего мира и его
чар. Можно сказать, что психика на этот момент становится вторичной по
отношению к непосредственному переживанию. Мысли и эмоции человеком не
контролируются изнутри, они идут как прямые реакции на внешние события: они не
опосредованы его внутренним образом мира. Если, будучи сильно вовлечен во
внешний мир, человек оказывается жертвой психологически несовместимых
воздействий, он впадает в истерику или в транс, в обоих случаях отключаясь от
внешнего мира, то есть меняя состояние сознания – чаще всего на
интро-интровертное. В практиках гипноза известно: один из самых эффективных
способов введения человека в транс – это сенсорная перегрузка, то есть такой
поток внешних стимулов, который разрушает привычные рамки внешнего
функционирования (то есть жизни под руководством Обусловленного мира). Есть
такой анекдот. Продается дорогой попугай; продавец делает ему рекламу: он очень
древний, он очень умный, он знает два языка – английский и французский: если
потянуть его за правую лапку, он будет говорить по-французски, если потянуть
его за левую – то по-английски. Покупатель, заинтересовавшись, спрашивает: "А
если за две сразу?" – "Разорвешь пополам, дурак!" – кричит ему попугай
по-русски. И что-то похожее получается с человеком, когда он попадает в слишком
нагруженную для себя внешнюю ситуацию. У него резко меняется состояние сознания,
и иногда при этом происходят совершенно неожиданные вещи: ему на помощь
приходит его внутренний потенциал, то есть активизируется его внутреннее "я":
как говорится в сказках, "откуда ни возьмись" появляются энергия, сила,
|
|