|
для него слишком уж сильно разделены внутренние переживания и внешняя
деятельность. Он (с ломками, с трудом) приходит к выводу, что внешняя жизнь
тоже может быть организована таким образом, чтобы она приносила не меньшее
удовлетворение, чем внутренняя. Более того, он хочет, чтобы та и другая
соединились вместе. Он обнаруживает, что многие отработанные им во внутреннем
мире техники являются на самом деле совершенным инструментом для внешней
деятельности. Здесь осваивается сознательное управление точкой сборки
(состоянием сознания) как техника настройки на эгрегоры, на архетипы, на любую
внешнюю работу. В Японии говорят, что настоящий воин, самурай при сражении на
мечах (чисто, казалось бы, внешняя ситуация) находится в состоянии очень
глубокой медитации. Конечно, это не та медитация, когда человек закрывает глаза,
отключает остальные органы чувств и успокаивает свой ум. Здесь внешний мир
воспринимается всеми рецепторами, но тем не менее, это особое измененное
состояние сознания, которому сопутствует полное внутреннее спокойствие и
абсолютное бесстрашие. Во всяком случае, человек понимает, что находясь во
внешнем мире, он в очень большой степени зависит от своего внутреннего
состояния и внутреннего мира в целом, и именно внутренний мир напрямую ведет
его во многих внешних ситуациях.
На этом уровне возникают спонтанные моменты синтеза внутреннего и
внешнего состояний, и начинается процесс интеграции личности.
А на шестом уровне происходит полная интеграция внешней и внутренней
ценностных систем и интеграция личности, то есть здесь внутренний мир как бы
растворен во внешнем мире и наоборот, и человек их жестко не разделяет, хотя
его интровертная акцентуация все равно остается.
А сейчас я хочу несколько подробнее рассмотреть устройство внутреннего и
внешнего миров, выделив в каждом по два различных слоя.
Два слоя внутреннего мира.
Начнем мы с мира внутреннего. Что такое вообще жизнь во внутреннем мире?
Если говорить на наивном языке, то это такое состояние человека, когда он
отключен от внешних источников информации, то есть когда по сенсорным каналам (
это зрение, слух, осязание, обоняние и вкус) к нему ничего не поступает. Он
сосредоточен на себе, то есть на тех фантазиях, мыслях, чувствах, которые
проплывают перед его внутренним взором.
Человека, ориентированного на внутренний мир, Юнг называет интровертом.
Но здесь мы должны сделать четкое различение, поскольку внутренний мир человека
не однороден, и, следовательно, интроверты бывают разные. Во внутреннем мире
очень четко выделяется две разных области, причем они выделяются на любом
уровне развития психики – по-видимому, начиная с того момента, когда ребенок
осознает себя. Первую часть я условно назову Автономным миром, а вторую –
Обусловленным миром. Если говорить о модальностях, или о состояниях сознания
(положении точки сборки), то состояние сознания, когда человек находится в
Автономном мире, мы назовем интро-интровертным, а человека, для которого оно
типично и любимо – интро-интровертом. Состояние сознания, когда человек
находится в Обусловленном мире, мы назовем интро-экстравертным, а человека, для
которого оно типично и любимо – интро-экстравертом.
Что же это за области внутреннего мира? Автономный мир это внутренняя
реальность, которая создается человеком путем своих собственных внутренних
усилий, внутренней работы, фантазии, воображения, и которая обладает
определенной устойчивостью, так что практически не зависит от его внешних
впечатлений. Типичный пример: человек сам себе сочиняет сказку – там есть
особый им придуманный мир со своей флорой и фауной, а также ландшафтами и
народонаселением, там могут быть говорящие животные и самосознающие прыгучие
подстаканники или канделябры, там между различными существами возникают свои
отношения, идут какие-то интриги, оформляется сюжет. Понятно, что это все есть
продукт чистого воображения человека, который не зависит от его внешней жизни.
Интро-интровертное состояние человека, когда он полностью поглощен
своим Автономным миром, может быть совершенно бессмысленно-хаотичным (таковы
неуправляемые грезы), а может быть и конструктивным – сочиняет человек себе
сказку, и неплохо сочиняет. Но в любом случае для Автономного мира характерно
то, что он никак не используется для взаимодействия с внешним миром. Он –
личная собственность данного человека, которая мыслится им как таковая, а не в
связи с обстоятельствами его внешней жизни. Он нередко переживается как нечто
очень интимное, личное и оберегается от окружающих – и вообще от внешней
реальности.
Автономный мир человек творит самостоятельно, хотя и пользуется при этом
переработанными образами и сюжетами из внешнего мира. Но, кроме того, он при
этом пользуется чисто внутренними источниками, например, своим внутренним "я",
трансляциями из Мирового Разума, ноосферы, различных эгрегоров и т. п. Оттуда,
изнутри, идут информация, энергия, динамика. И в результате внутри человека
возникает весьма своеобразное, лишь ему одному свойственное, автономное
образование, резко отличающееся от его Обусловленного мира.
Обусловленный мир – это тот образ мира, который создается внутри
человека с целью поддержки его непосредственного внешнего поведения. Это
трезвое, а точнее – внешне-ориентированное представление человека о внешнем
мире. Это инстанция, специально предназначенная для взаимодействия человека с
внешним миром – таким, каким он предъявляет себя этому человеку. Состояние
сознания, обращенное к Обусловленному миру, я далее называю интро-экстравертным,
а человека, для которого оно наиболее типично – интро-экстравертом.
|
|