|
пространство. И это может длиться очень долго. Он получает какой-то внешний
стимул (он понимает, что этот стимул ему нужен, он время от времени чувствует в
нем необходимость), а потом его расчленяет, режет, как отдельную колбасу, и
составляет бутерброды на свой вкус.
Его внутренние установки и переживания, он это признает, иногда как-то
влияют на внешние обстоятельства, но это его не очень интересует, поскольку к
внешнему миру самому по себе он практически равнодушен. Однако у него возникают
первые идеи о полезности адекватного внешнего выражения, потому что он иногда
чувствует, что внешний мир нуждается в том, чтобы человек себя правильно
выражал. (На первом уровне этого понимания совсем нет.) Он понимает, что есть
разные пути выражения себя, и разные способы восприятия мира и что в некоторых
случаях это полезно иметь в виду.
В частности, он понимает, что он не прозрачен. (Я обращаю ваше внимание
на то, что совершенно непонятный для вас интровертный человек первого уровня в
очень многих случаях считает себя абсолютно прозрачным для внешнего мира.)
На третьем уровне осознания внешние обстоятельства становятся
осознаваемыми ценностями человека. Он понимает, что его восприятие дает ему то,
что он во внутренней жизни воспроизвести или заменить не может; другими словами,
он осознает, что его внутренний мир прямо зависит от его внешних впечатлений.
И он начинает совершенствовать свои каналы восприятия. Кроме того, и это тоже
важно, человек пытается как-то управлять процессом внутреннего представления
(репрезентации, как говорят психологи) результатов своего восприятия. Что это
значит?
Мы воспринимаем внешний мир органами чувств, но их сигналы превращаются
в образную или логическую систему, которая должна встроиться в наш внутренний
мир – и это (внутренняя репрезентация) – достаточно сложный процесс, в котором
есть много стадий; и человек начинает понимать, что здесь от него многое
зависит: что от того, насколько полно его восприятие, и насколько оно
искажается в процессе переработки, очень сильно зависят обстоятельства его
внутреннего мира. Он делает первые шаги к восприятию своего подсознания и своей
цензуры, направленной на внешний мир; в частности, он пытается эту цензуру
ослабить или хотя бы понять.
У него возникают внутренние ценности, касающиеся внешнего мира, чего
раньше не было. В частности, образ внешнего мира в его внутреннем мире
приобретает определенную значимость, ценность. На предыдущих уровнях образом
внешнего мира во внутреннем пространстве человека была груда мусора, из
которого можно было произвольно выбирать что понравится – с тем, чтобы потом
свободно перерабатывать свои находки, произвольно адаптируя их к своим
внутренним нуждам. На третьем уровне эта картина кардинально меняется, и
представления о внешнем мире становятся для человека осознаваемой ценностью
сами по себе.
На четвертом уровне человек осознает, что у него есть образ внешнего
мира как отдельно существующий объект в его внутреннем мире. Он разделяет
внутренние и внешние ценности, проводит между ними качественное различие. И
поскольку внутренний образ внешнего мира становится для него определенной
ценностью (где-то положительной, где-то отрицательной), то косвенным образом
это обстоятельство переносится и на сам внешний мир, то есть он сам по себе и
взаимодействие человека с ним становятся для человека значимыми. Заметьте: для
сильно интровертной личности такое признание равнозначно подвигу.
Кроме того, этот человек пытается осознанно выражать существенные для
себя, но невидимые окружающим моменты своей внутренней жизни – это для него
тоже подвиг. Он это переживает как устрица, которая при знакомстве с подводным
миром, причем с весьма подозрительными и прожорливыми существами этого самого
мира, стала бы раздвигать свои створки – прекрасно понимая, что ее могут
сожрать тут же, на месте. Но, тем не менее, в каких-то ситуациях, в каких-то
случаях человек это делает и, более того, специально подбирает себе формы
адекватного самовыражения.
Для интроверта этого уровня характерна манипуляция окружающими через
свое состояние. Всем известно, как маленькие дети манипулируют родителями –
надул губки, изобразил себя полностью несчастным – и тут же получил запретный
плод. Но дети делают это стихийно, а этот человек осознает силу и возможности
тонкой манипуляции внешним миром через свое внутреннее состояние и учится
делать это тонко и корректно. И очень эффективно. Например, если ему нужно,
чтобы внешний мир стал повеселее, он усилием воли приходит себя в веселое
настроение – и вскоре внешние обстоятельства таинственным образом
перестраиваются и начинают ему улыбаться.
Иногда ко мне после нескольких массажных сеансов приходит улыбающееся,
счастливое существо с розовыми щеками и говорит: "Надо же, какое чудо на работе
случилось – все вдруг стали мне так улыбаться и так радоваться, когда меня
видят, и такие добрые со мной стали." А я думаю: насколько же люди не видят
себя со стороны: три сеанса назад это было мрачное, угрюмое, несчастное
существо с угрожающими манерами, и совершенно понятно, что внешний мир от него
оборонялся, как мог – а теперь в этом нет необходимости – вот и все чудо, но
как его человеку-то объяснить?
На пятом уровне у человека налаживается взаимодействие внутренней и
внешней ценностных систем, то есть ценностей, связанных с внутренним миром и с
внешним миром, и они частично выравниваются в правах. Дело в том, что раньше
ценности, связанные с внешним миром, были вторичными по отношению к внутренним,
а теперь они уже приобретают самостоятельное значение. И у человека возникает
представление об интеграции личности. В частности, его начинает тревожить, что
|
|