|
с несколько большим трудом он учится более адекватно выражать себя во внешнем
мире. Он понимает, что есть не только адекватность выражения, но и адекватность
восприятия миром того, что он выражает – и это разные вещи.
Что я имею в виду? Например, начинающий астролог при интерпретациях
говорит на астрологическом языке, и его никак с этого не сдвинешь –по-другому
он ничего не скажет. Хороший астролог говорит только на человеческом языке, а
это, поверьте, нелегко. А хороший психолог-астролог говорит на языке, понятном
и сущностно значимом для самого клиента – и это уже совсем другой уровень
квалификации.
На пятом уровне человек понимает необходимость участия своего
внутреннего мира в любой внешней деятельности, и большое значение приписывает
своему внешнему выражению, прикладывая много сил для того, чтобы оно было
адекватно воспринято внешним миром. Он в большой степени ощущает себя артистом.
Он понимает (и чувствует), что когда он приходит во внешний мир, он не только
что-то непосредственно делает: не меньшую роль в его воздействии на внешний мир
играют его внутренние установки и его внутренняя энергия, которые влияют на
внешние обстоятельства прямо. Когда мы смотрим на игру хороших актеров, мы
обращаем внимание не только на сюжет, но еще и на то, как актер ведет себя: нас
привлекает к нему его личное обаяние, выразительность, неповторимость, и все
это в первую очередь – внутренние или внутренне вырабатываемые качества.
Конечно, для экстраверта любого уровня развития главное – это внешний мир. Но
на этом уровне развития человек уже понимает, что без адекватной внутренней
подготовки ничего в внешнем мире он не сделает – сколь бы выразителен он ни был.
На эту тему я могу рассказать вам поучительную историю о том, как Константин
Райкин стал артистом.
Один раз Аркадия Райкина, знаменитого на всю страну артиста, попросили
выступить перед какими-то школьниками. Он сразу согласился, а потом сообразил,
что его репертуар для этих школьников совершенно не подходит, и понял, что
срывает встречу, что не может просто так выйти на сцену и неизвестно что
рассказывать. И, благо сын был недалеко, Райкин попросил его занять публику. А
Костя славился своим умением подражать голосам и повадкам различных животных,
даже, кажется, специально ходил в зоопарк изучать их – и этим школьников
развлек, чем и спас ситуацию. Как видите, даже Аркадий Райкин, человек
совершенно гениальный по части внешнего выражения чего угодно, не имея
внутренней подготовки, не мог (как он считал) ничего предъявить внешнему миру.
Он был настоящим артистом.
И, наконец, на шестом уровне человек осознает прямую связь внутреннего
мира и внешнего мира: внешний мир видится им как символическое зеркало
внутреннего не только на уровне программ, но и на уровне непосредственных
действий. И его внутреннее "я" насыщает собой все его внешние образы, и
происходит своего рода слияние его внутреннего и внешнего мира в
интегрированной личности, о которой я вам когда-то рассказывал.
Интровертное осознание связей между внутренним и внешними мирами.
У интроверта, находящегося на первом уровне осознания этой связи,
внутренний мир существует совершенно независимо от внешнего и на него
практически не влияет, то есть человек живет в своем внутреннем пространстве,
которое может быть более или менее богатым, но в любом случае человек считает
внешний мир для себя несущественным и подсознательно бдительно следит за тем,
чтобы его восприятие внешнего мира не слишком влияло на его внутренний мир;
сознательно же он считает, что внутри себя существует практически независимо от
внешних реалий. Он считает, что внутри себя он сочиняет свою сказку, которая
есть плод его воображения в чистом виде, а то, что есть во внешнем мире, для
него в принципе несущественно. Он полагает, что его внешнее восприятие
незначимо, а главное для него – это то, что происходит у него внутри.
Самовыражение для него не играет никакой роли: как именно его поймут – это
последнее, что его интересует.
Он считает, что внешний мир существует совершенно независимо от того,
что происходит в его внутреннем мире. Этот человек не то чтобы отрицает внешний
мир, он в нем как-то существует и может его признавать, но внешнее для него
никак не связано со внутренним.
До второго уровня осознания связи между внешним и внутренним мирами
доходят не все интроверты. Здесь человек уже понимает, что внешние впечатления
важны для внутреннего мира не только как катализаторы внутренних процессов. Он
сознает, что его внутренний мир построен из каких-то объектов, которые похожи
на встречающиеся во внешнем мире; можно сказать, что основные кирпичики, из
которых выстроен его внутренний мир, заимствованы из внешнего мира – если не
все, то многие. Например, если у него во внутреннем мире есть свой особенный
пруд, то скорее всего этот пруд навеян впечатлениям от увиденных им во внешнем
мире прудов. Если у него в этом пруду водится какая-то химера, то ее отдельные
части: зубы, хвост, чешуя – тоже навеяны впечатлениями из внешнего мира. Это
понятно и на первом уровне. Но на втором уровне человек понимает, что
впечатления из внешнего мира – это не формальные моменты: они обладают особой
энергией, которую нельзя заменить внутренней энергией. Но после того, как эти
внешние впечатления им восприняты, человек считает себя свободным в их освоении
и формировании из них новых внутренних объектов.
Например, такой интроверт может раз в полгода пойти в театр. Он
представляет собой довольно неприятное явление для актеров – такой человек
сидит как шпион, он не выдает никаких эмоций: он воспринимает – но ничего не
выражает. А потом, когда он все, его интересующее, воспринял, он будет дома это
переживать – вспоминать, ставить свои акценты, перестраивать свое внутреннее
|
|