|
слова, который имеют в виду, когда говорят: "А теперь я хочу выразить свою
мысль…"
Я думаю, теперь вам уже понятно, что такое восходящая трансляция из внешнего
мира во внутренний – это не что иное, как восприятие, или, точнее, внутреннее
восприятие. Заметьте: есть обычное, или объективированное восприятие, и есть
внутреннее, или личное восприятие. Личное восприятие более интимно, чаще
сопровождается эмоциями: например, восприняв что-то особенно лично, человек
легко обижается. А объективированное восприятие – это загрузка внешней
информации в автоматически работающие программы подсознания, никак прямо не
связанные с внутренним миром человека: так футболист регистрирует положение
мяча на игровом поле.
Уровни осознания связей между внешним и внутренним мирами.
А теперь я перехожу к следующей теме, а именно, к осознанию человеком
связи между внутренним и внешним мирами. При этом внешний мир, я подчеркиваю,
понимается в его субъективном восприятии данным человеком. Я предлагаю вам два
описания этого осознания; из них первое свойственно экстравертному типу психики,
а второе – интровертному. Это осознание эволюционирует, проходя
последовательно несколько уровней. На их описаниях вы, кроме всего прочего,
сможете увидеть, насколько различаются интро- и эктравертные восприятия и
установки.
Эктравертное осознание связей между внешним и внутренним мирами.
На первом уровне осознания внутренний мир для человека тождественен
внешнему. Этот человек считает, что он в своем внутреннем восприятии абсолютно
адекватен: что он внутрь себя воспринял, в свой внутренний мир загрузил, ровно
то же самое имеется и снаружи, то есть в объективном внешнем мире. А там, где
ему информации не хватает, он способен ее домыслить, совершенно точно
представив себе внешний мир, причем никаких искажений у нет и быть не может. Он
мыслит приблизительно так: "Я увидел какого-то человека, я познакомился с ним,
этот человек мне понравился, значит он вообще человек хороший и всегда будет
хорошим. Я могу, будучи подозрительным по натуре, заподозрить в нем некоторую
лживость, или неискренность, но я не могу при этом ошибиться. Что я увидел, так
оно и есть, что я домыслил – ровно так оно и обстоит". Другими словами, этому
человеку свойственна не то что претензия, но глубокая убежденность в полной
адекватности его восприятия. И аналогично он убежден в полной адекватности
своего самовыражения, то есть предъявления вовне своего внутреннего
пространства.
Итак, этот человек считает, что он абсолютно адекватен в своем
восприятии и абсолютно адекватен в своем выражении вовне. И это тоже очень
важно понимать, поскольку внешне он выглядит совершенно иначе: он мямлит, он
говорит совершенно непонятно, он не может разобраться в собственных эмоциях, он
вас не слышит и не видит – но, тем не менее, ему кажется, что он совершенно
адекватно выражает свои мысли и чувства, и любые замечания того рода, что вы
его плохо понимаете, воспринимаются им как лицемерие с вашей стороны. Чего там
не понимать? Он сам для себя прозрачен, и точно так же он прозрачен для любого
человека, который его воспринимает. Часто такой человек просто очень
выразительно на вас смотрит, думая: "И чего тебе еще надо? Вот она я: вся перед
тобой, как на ладони. Вот мои чувства, вот мои мысли, вот они через мой взгляд
тебе передаются – чего тут непонятного?" И то, что вы поняли, скажем мягко, не
все, человеку просто непонятно. Как же так? Она же себя видит?!
Впрочем, возможен и второй вариант, когда человек, наоборот, считает, что он
полностью для внешнего мира непрозрачен и не виден – за исключением того, что
он выражает прямо. Он совершенно искренне думает, что там, где он не выразил
свое внутреннее состояние, окружающим ничего не заметно.
На втором уровне осознания связей между внутренним и внешним мирами
человек понимает, что внутреннее домысливание чревато ошибками. Другими словами,
он осознает и признает для самого себя, во-первых, что его восприятие неполно,
а во-вторых, что его психика в случае неполноты информации способна
самостоятельно дополнить ее с помощью фантазии, что ведет в вероятным
искажениям. Помните, в "Трех мушкетерах" А. Дюма перевязь Портоса: она была
спереди расшита золотом, и он старательно поворачивался ко всем своим
собеседникам лицом, потому что сзади этого золота не хватило. И человек на
втором уровне осознает этот эффект, и начинает руководствоваться правилом,
которое можно было бы назвать принципом перевязи Портоса: "Если человек стоит к
вам лицом и спереди весь золотой, то это не значит, что со спины он тоже
золотой – надо посмотреть, даже если на эту тему у вас не возникает сомнений."
Итак, на втором уровне до человека доходит, что его внутренний мир, хоть
чуть-чуть, пусть в каких-то акцентуациях, есть результат искаженного и
ограниченного восприятия внешней реальности. В результате человек делает вывод
о том, что если ему что-то показалось, то это еще не значит, что оно так и есть,
и нужно сделать паузу и посмотреть повнимательнее. В меньшей степени человек
проецирует это качество и на других, но он частично понимает, что если он
своему партнеру один раз что-то сказал, то вовсе не факт, что партнер это
воспринял. Я как-то видел интервью, которое давал руководитель известного
театра моды. И он, в частности, сказал, что в процессе подготовки манекенщиц к
показу он не меньше пятидесяти раз повторяет им, что они должны сделать, и они
его за это ненавидят. "Но, – сказал он, – я хорошо знаю, что если я скажу
манекенщице один раз, то она этого точно не сделает".
И этот человек также понимает, что самовыражение – это некоторая
проблема, что есть внутри него моменты, которые он не может выразить адекватно,
|
|