|
видит их во внешнем мире, то есть как чисто внешние повороты сюжетов; в этом он
усматривает некоторую логику. На этом уровне человек уже хорошо понимает, что
есть мировая карма и есть индивидуальная карма и, вероятно, у него у самого
тоже есть какие-то кармические завязки, а иногда происходят их развязки, и
порой он знает, что сделал что-то не то, попался на провокацию внешнего мира –
и в свое время будет за это платить, причем платить очень жестко. А иногда,
наоборот, он чувствует, что сейчас пришло время, когда можно побезобразничать,
и никакой особенной расплаты за это не будет. Этот человек улавливает ритм
своей судьбы, но ее этика, то есть правила, по которым она идет, ему не всегда
понятны и не всегда его устраивают. Он подчиняется воле судьбы, он делает то,
чего судьба от него хочет, понимая, что никуда не денешься. Но его внутренняя
этика не выстроена, ему не до конца очевидно, этично его поведение или нет. У
него есть сомнения по поводу себя – и это иногда правильные сомнения.
На шестом уровне человеком уже наблюдается четкая связь внешнего мира с
внутренним. Хотя он (особенно будучи экстравертом) может быть об этом и не
думать, но фактически сознательно окрашивает любое внешнее событие своими
внутренними ощущениями. Но внутренний и внешний миры у него пока еще не вполне
согласованы
А на седьмом уровне происходит интеграция внешнего и внутреннего миров,
то есть человек согласует свою внутреннюю этику и систему внешних ценностей в
единое целое. В результате у него получается единый ритм существования – это
примерно соответствует уровню интегрированной личности. Его жизнь в общем и
целом видна ему заранее достаточно хорошо. Свои жизненные сюжеты он видит
достаточно четко, как будто судьба ему их заранее показывает и ждет его
эмоциональной реакции. Если он их эмоционально принимает, то они идут, если он
не принимает, то они или откладываются, или существенно модифицируются, или
вообще отменяются. Другими словами, этого уровня характерно буддхиальное
ясновидение в области внешней жизни человека.
Двухуровневая модель психики.
А теперь я хочу предложить вам простейшую модель функционирования психики,
которую буду сегодня развивать, и которая имеет очень естественную
астрологическую интерпретацию. Мы с вами разделили психическую деятельность на
два типа: первый тип связан с внутренними процессами, идущими в психике, когда
органы чувств человека отвлечены от внешнего мира, и он полностью занят своими
мыслями, чувствами, фантазиями и т. п. – это внутренняя жизнь человека, и место,
где она происходит, называется его внутренним миром. Второй тип психической
деятельности связан с вовлеченным во внешний мир существованием человека, когда
он как бы забывает про свой внутренний мир и полностью вовлекается во внешнее
действие, то есть во внешний мир, который воспринимается им особым, лично ему
свойственным образом. Но это еще не все: существуют еще два психических
состояния, или состояния сознания, когда происходит обмен информацией между
внешним и внутренним мирами человека.
Взгляните на схему, изображающую процессы, о которых я говорю: перед
вами Психологический архетип, или двухуровневая модель психики (рис. 3.1).
Вверху вы видите внутренний мир, внизу – внешний. Их соединяют две стрелки, или
информационно-энергетических потока: стрелка вниз это трансляция из внутреннего
мира во внешний мир, стрелка вверх – обратная трансляция из внешнего мира во
внутренний. Что это такое?
Рис. 3.1 Психологический архетип, или двухуровневая модель психики.
Рассмотрим сначала нисходящий поток. Что это за процесс, когда что-то из
внутреннего мира становится внешним? Говоря об этом действии, обычно
употребляют слово "самовыражение", но оно не совсем удачно. Приставка "само"
подразумевает самость, "я", личность. Но внутренний мир не тождественен
личности. У человека может быть богатейший внутренний мир, собранный из стихов
любимых поэтов. Вот он ходит и внутри себя эти стихи перечитывает. Это его
личность? Нет. Это им субъективно воспринятые, но все-таки чужие стихи.
Личность – это что-то другое, и что-то гораздо более узкое по сравнению с
внутренним миром. Поэтому слово самовыражение здесь не очень удачно – я
предпочитаю говорить "внешнее выражение" или просто "выражение", в том смысле
|
|