|
не отвлечено какими-то более важными, с нашей точки зрения, делами. Таким
образом, ко второму этажу относится то, что человек в принципе осознать может.
Таковы, например, модальности высших архетипов, о которых я вам много
рассказывал, и таков же, по большей части весь язык и инструментарий психологии
для начинающих изучать эту науку. Можно сказать так: к полуосознаваемой части
внутреннего мира относятся те части вашего психического устройства, которые
можно осознать, когда вам показали на них пальцем.
И, наконец, первый этаж внутреннего мира – это подсознание, относительно
которого человек третьего уровня догадывается, что в нем есть много всего
разного, много всяких зверей и рыб, теплых холодных течений, тенденций,
программ, которые влияют на его поведение, но которые для него малодоступны, за
исключением того случая, когда какая-то крупная рыбина высунет морду из этого
океана и достигнет второго этажа, то есть сферы полуосознаваемого и тогда,
осознав ее глаз или жабру, можно догадываться о том, какова она (то есть
программа подсознания) в целом.
И на четвертом уровне человек уже получает возможность работать над
собой в узком смысле этого слова. Он, во-первых, отслеживает влияние внешнего
мира на свой внутренний мир, он отслеживает, какие процессы идут в
полуосознаваемом слое психики, и он сознательно совершенствует свое
осознаваемое внутреннее пространство.
Например, ученый говорит: "Я хорошо продумал эту тему". Что это
означает? Он занимается этой темой, он собирает информацию, а потом из этой
информации он начинает выстраивать некоторую систему. Он начинает
классифицировать объекты, которые попали в сферу его внимания, устанавливает
связи между ними, уровни различных иерархий и так далее.
Совершенствование осознаваемого внутреннего пространства касается и
впечатлений от внешнего мира, которые получает человек четвертого уровня по
ходу своей жизни. На первых двух уровнях он относится к ним равнодушно, он не
воспринимает их как материал для внутренней работы. Здесь это уже не так. Здесь
впечатления от внешнего мира или сами по себе, или с помощью волевого усилия
человека выстраиваются в определенные линии, в определенные сюжеты: он начинает
вычленять события из сплошного жизненного потока и по своему усмотрению
связывать их друг с другом.
В этом месте, кстати говоря, трещит по швам предсказательная астрология,
потому что сама идея прогнозировать события упирается в то, что не совсем
понятно, что есть событие – по крайней мере, на субъективном уровне. Вообще,
астрология наука субъективная, то есть она рассказывает не о том, что с
человеком объективно происходит, а о том, как он субъективно это воспринимает.
И тогда возникает вопрос: что же такое событие в субъективном мире? Я думаю,
что предсказательная астрология, если и будет когда-нибудь создана как более
или менее адекватное искусство, то начнет с того, что тщательно разберет этот
вопрос – что же такое есть субъективное событие?
На пятом уровне осознания внутреннего мира человек по косвенным
признакам учится проникать в невидимую для него самого часть внутреннего мира,
то есть в свое подсознание. Он уже не удовлетворяется тем, что он отслеживает
полуосознаваемые моменты и как-то их уточняет: он овладевает искусством работы
с теми частями своего подсознания, которые ему прямо совсем не видны.
В качестве примера могу привести уже не раз упоминавшуюся мной технику
косвенной психокоррекции с помощью освоения модальностей высших архетипов.
Основная моя идея заключается в следующем. Если у человека есть болезненная
зона в психике, настолько болезненная, что она не переносима для его сознания,
и сознание ее полностью вытесняет, то вокруг нее, как вокруг черной дыры,
возникает определенное искажение всех энергетических структур, в частности,
искажаются используемые модальности – причем в случае тяжелых психических травм
нарушения в их использовании наблюдаются не только непосредственно около
травматической зоны, но и по всему спектру его жизненных проявлений человека.
Чаще всего это выражается в том, что одни модальности он использует постоянно,
а другие, наоборот, упорно игнорирует, словно стараясь исключить
соответствующие архетипы из своей жизни целиком. Поэтому, балансируя
использование архетипов в какой-то другой области, пусть на первый взгляд и
очень далекой от патологической, человек выстраивает отношения с архетипами как
таковыми, и тем самым косвенно подлечивает и свою проблемную зону, которая,
повторяю, может быть совершенно недоступна его прямому сознанию.
Конечно, работа с совершенно не видимой частью подсознания это не
обязательно работа с модальностями. Но конструктивный подход к глубинам своей
психики для человека становится естественным и необходимым: он понимает, что он
хорошо ориентируется в осознаваемом внутреннем пространстве, что-то видит в
полуосознававаемом, но самая фундаментальная, самая глубинная работа у него
идет с теми частями психики и внутреннего мира, на которые он свое внимание
направить в принципе не может. На эту тему я могу привести пример.
Когда-то очень давно я разговаривал с одним молодым человеком, который
был профессиональным художником, в частности, писал портреты, которые
пользовались определенным успехом. Я спросил, как он добивается передачи
внутреннего состояния своего героя, то есть пишет именно психологический
портрет, в котором проступают не просто похожие черты лица, а именно внутреннее
выражение души? На что он мне сказал, что об этом специально думать не надо,
поскольку если ты правильно настраиваешься и хорошо рисуешь, то это получается
само. И позже, уже на собственном опыте я понял, что это было совершенно точное
наблюдение: правильно работая над формой, которую вы осознаете, вы приходите в
состояние, когда на самом деле идет работа с глубинным содержанием, которого вы
|
|