|
происходит обнаружение постоянных, часто противоречивых тенденций внутри самого
человека, то есть здесь уже можно начинать говорить о субличностях. Помните, в
самом начале нашего курса (часть 1, лекция 5) я рассказывал вам о субличностях?
Так вот, пока человек (ваш клиент, например) находится на первом или на втором
уровне осознания своего внутреннего мира, с ним о субличностях лучше не
разговаривать – он не поймет, о чем идет речь. Это понятие будет для него (в
лучшем случае) совершенно абстрактным и к нему самому неприложимым. А здесь, на
третьем уровне осознания себя, человек обнаруживает, что у него есть достаточно
глубоко укорененные, нередко противоречивые тенденции, или части психики, или
субличности, которые в нем постоянно существуют, причем чаще всего одна его
часть хочет чего-то одного, а другая – чего-то совершенно другого, и обе они
иногда управляют его волей. Другими словами, человек обнаруживает, что на его
центр принятия решений влияет не меньше трех сил. Первая сила – это его
рациональное сознание. Вторая сила – это его некоторая подсознательная
тенденция, которую он может частично осознавать, но корни ее ему непонятны. И
третья сила – это в каком-то смысле противоположная подсознательная тенденция.
И это самый распространенный случай, когда человек обращается за помощью к
психотерапевту, и это обращение осмысленно. Когда человек находится на третьем
уровне осознания своего внутреннего мира, он понимает, что кроме его
сознательной воли, которая настроена на реализацию его проекта, на него еще
действуют подсознательные тенденции, которые ему не вполне понятны, но которые
могут быть отчетливо оппозиционны его проекту, и их действие может приводить к
тому, что в ответственной ситуации он вдруг забывает сделать важный звонок, или
на ответственных переговорах начинает совершенно неадекватно себя вести и
проваливает дело, на которое потратил много времени и сил. И он понимает, что
это не есть чисто внешняя случайность (как говорится, не повезло), но результат
действия каких-то его установок, которые постоянно в нем существуют и незаметно
влияют на его волю и на принимаемые им решения.
И здесь человек обнаруживает, что его подсознательные тенденции или
установки часто выступают как противоречащие его сознательной воле, идут
поперек намеченной им программе, а когда этой воли или программы нет, он все
равно ведет себя как-то очень непоследовательно. Он не может этого регулировать,
но он отмечает, что эти тенденции в нем есть.
Фриц Перлс, о котором я вам рассказывал на прошлой лекции, ввел в
типичной для него грубоватой манере понятия "верхняя собака" и "нижняя собака ".
"Верхняя собака" – это супер-эго по Фрейду, то есть это, попросту говоря,
моральный долг и цензура человека. "Нижняя собака" – это понятие, которого у
Фрейда не было. Это сила (обычно подсознательная), которая противопоставлена
тому давлению, которое оказывает на волю человека его "верхняя собака". "Нижняя
собака" может подстраивать внешние обстоятельства, она может заставлять
человека по каким-то причинам увиливать от своего долга, но это вполне
определенная, объективно существующая программа подсознания, или тенденция
подсознания, которая представлена в психике любого человека. И если вы хотите
его правильно понимать, то вы должны не только слушать "верхнюю собаку", то
есть его супер-эго, но должны также иметь в виду, что в его внутреннем мире
представлена и "нижняя собака", которая делает нечто противоположное.
Еще раз повторю: Перлс не был теоретиком; он в первую очередь был практиком, и
если он в своих теоретических книгах вводит какие-то архетипы, то надо думать,
что они были свойственны очень многим его пациентам, и вполне вероятно, что
описанные им эффекты обнаружатся и у ваших клиентов, как только вы начнете
профессионально ими заниматься.
Следующий, четвертый уровень осознания человеком своей психики
характеризуется созданием (и практическим использованием) ее трехэтажной модели.
Человек на четвертом уровне начинает разбираться в структуре своего
внутреннего мира и приступает к реальной работе с ним. И в первую очередь он
выстраивает трехэтажное представление о своем внутреннем мире.
На третьем (высшем) этаже он располагает свое осознаваемое внутреннее
пространство. Здесь происходит важное событие: человек осознает, что то, что
раньше, на низших уровнях развития, он считал своими случайными фантазиями,
галлюцинациями, мыслями, эмоциями, и они казались ему хаотичными и ни к чему не
привязанными – на самом деле представляет собой некоторую систему, определенное
пространство, в котором, собственно говоря, и функционирует его психика. Здесь
внутреннее пространство осознается, как существующее не совсем, конечно,
автономно, но, по крайней мере, относительно независимо от внешнего мира. В
частности, человек понимает, что у него есть свой внутренний язык, набор
метафор и ассоциаций для представления внешнего мира, и свойственный именно ему
набор эмоций, который начал формироваться еще в детстве. Все это собирается
вместе и образует его внутреннее метафорическое пространство, и он понимает,
что оно устойчиво, оно не случайный факт его психической деятельности. Это
систематически повторяющийся факт его внутреннего видения и внутреннего
ощущения, это устойчивая структура, которая не только на него как-то влияет, но
и на которую он может существенно опираться.
Второй этаж этой трехэтажной модели внутреннего мира – это слой, который
я назвал бы так: полуосознаваемое. Он находится в промежутке между первым
этажом, который мы назовем словом подсознание, и который не осознается, и уже
описанным третьим этажом, который есть, наоборот, хорошо осознаваемое
внутреннее пространство. Итак, второй этаж это особая прослойка, которая
состоит из определенных влияний, которые поднимаются из подсознания, но которые
человек может осознавать специальным усилием воли, специальной концентрацией
внимания. Это, например, те моменты, на которые мы обращаем внимание, если оно
|
|