|
воплощением идеи, причем существенной остается всегда сама идея. Экстравертная
точка зрения, наоборот, ставит субъекта в подчинение объекту ("объект" по Юнгу
можно понимать как внешний мир – А. П.), причем объекту принадлежит
преобладающая ценность. Субъективный процесс нередко мешает и является ненужным
придатком к объективным событиям". И после этого Юнг дал длинный исторический
обзор, в котором показывал, что основные теологические споры в
раннехристианской и среднехристрианской церкви, в сущности, вращались вокруг
тем интровертности и эктравертности, хотя внешне они обсуждали такие, например,
вопросы, как природа сущности Христа – человеческая она или Божественная, и
тому подобные фундаментальные для христианина вопросы. Но фактически, как писал
Юнг, это было отражение двух психологических акцентуаций, которые существуют в
психике человека: экстравертной и интровертной.
А теперь мы обсудим вопрос об уровнях осознания человеком своего
внутреннего мира, или об уровнях осознания себя как субъекта, как сказал бы Юнг.
Затем мы рассмотрим уровни осознания человеком внешнего мира и уровни
осознания связей между внешним и внутренним миром. Дело в том, что все это
выглядит совершенно по-разному в зависимости от того, насколько человек развит,
насколько он склонен к осознанию себя и окружающего мира и насколько у него
есть склонность к постижению своих внутренних пространств,. И для того, чтобы
понятия внутреннего мира и внешнего мира в его субъективном преломлении для вас
сколько-нибудь материализовались, я сейчас попытаюсь описать эти уровни.
Уровни осознания внутреннего мира.
Я предложу вам семь уровней осознания человеком своего внутреннего мира,
которые обычно проходятся человеком последовательно один за другим.
На первом уровне осознания своего внутреннего мира человек считает, что
никакого внутреннего мира у него нет. На его взгляд, не существует такой вещи,
как внутренний мир или хотя бы внутренняя реальность. Он полагает
приблизительно так: "Я есть то, что объективно, в глазах социума, представляю
собой. У меня бывают, конечно, какие-то мысли, какие-то эмоции, но они как ко
мне приходят, так через меня они и уходят, и никакого особого внутреннего
пространства, в котором шли бы какие-то особые процессы, и которое существовало
бы автономно, то есть независимо от внешнего мира, и отличающего меня от других
людей, у меня нет." Взгляд этот очень распространенный и не только в
субъективном представлении (то есть многие люди действительно так о себе
думают), но и с научной точки зрения. Например, есть такая ветвь психологии,
которая называется бихевиоризм, от английского слова behaviour ("поведенчество",
так сказать), в которой человек рассматривается как набор программируемых
реакций, то есть своего рода черный ящик, к которому мы обращаем определенный
стимул и он по определенным законам (может быть, пока не до конца выясненным)
выдает нам реакцию. Но при этом разбираться в природе этого черного ящика
человеку первого уровня в голову не приходит, и он не предполагает, что там
есть что-то, управляемое волей и сознанием самого человека.
Итак, на первом уровне осознания внутреннего мира его как бы нет, а есть лишь
набор тех или иных реакций. Тогда возникает вопрос: как такой человек относится
к своим фантазиям? Ответ прост: он относится к ним как к галлюцинациям в худшем
смысле этого слова, то есть как к чистому мусору сознания; их наличие он
воспринимает как признак несовершенства человека; когда у него возникают
какие-то мысли, какие-то чувства, какие-то образы, он считает, что за ними
абсолютно ничего реального не стоит. Совсем ничего.
На втором уровне осознания внутреннего мира происходит его обнаружение
как такового, или признание человеком существования у него внутренней
реальности. Этот человек мыслит себя примерно так: "У меня есть психика, но что
это такое, не вполне понятно. У меня есть внутреннее пространство, есть
подсознание, по крайней мере, есть что-то такое, что управляет моим состоянием
сознания. Эта психика, это подсознание непознаваемы сами по себе, но они
обладают самобытием и в какой-то степени управляют моим внешним поведением", –
причем это управление понимается на достаточно наивном уровне: например, как
склонность к запоминанию и забыванию. Люди, которые интенсивно учат слова
иностранного языка, отмечают такой интересный факт: некоторые слова почему-то
заучиваются очень быстро, буквально с одного-двух раз, а некоторые, сколько их
ни учи, от простых повторений не запоминаются никак, и нужно придумывать
какие-то специальные методы их запоминания. Ясно, что подсознание, психика на
разные слова реагирует по-разному, некоторые признает, а другие – как будто
решительно не желает включать в себя, и почему так происходит, непонятно.
Человек понимает, что у него избирательна память, что у него есть одни
способности, а других нет, и что это связано с какими-то его внутренними
предрасположенностями, которые где-то в его психике закодированы. Его фантазии
имеют для него прагматическую ценность: например, они развлекают его, когда ему
скучно, или отвлекают его от боли, но принципиальной, существенной роли в своей
жизни он им не отводит.
Итак, на втором уровне внутренний мир обнаруживается, но скорее как загадка, и
максимальную ценность в нем составляет то, что еще не проявлено; в частности,
мысли и эмоции, которые человек внутри себя переживает, особой ценности для
него пока не представляют.
На третьем уровне происходит открытие внутреннего мира на качественном
уровне. На втором уровне внутренний мир представляется человеку как предметный
набор определенных проявлений: мыслей, образов, фантазий, воображения, эмоций,
которые человек проживает внутри себя – и только. На третьем же уровне
|
|