|
некоторую величину, у него в целом возникнет горестное настроение, и мелкие
радости не будут на него действовать. Таким образом, Глобальный архетип дает
возможность эмоции проявиться несмотря на то, что жизненные стимулы могут быть
противоположного сорта. Это очень ценное качество человеческой психики. С
другой стороны, локальная радость тоже дает человеку возможность радоваться,
"несмотря на". И это тоже очень важное качество человеческой психики. Вот все
вокруг плохо, но есть какая-то мелочь, которая меня радует, и мое настроение
поднимается. Подумайте о вашей радости: какой она является: глобальной или
локальной? Способны ли вы радоваться, когда в вашей жизни есть отдельные
неприятности? Способны ли вы в плохом состоянии радоваться мелочам?
И еще один важный сюжет – это пара. Вот два человека: что значит, что
они образуют пару? Когда один из них вправе употреблять выражение "мы"? Когда
над этими людьми стоит Глобальный архетип. Если же этого нет, то слово "мы",
употребленное одним из партнеров, может у второго (особенно если он сам
находится под Локальным архетипом) вызвать сильное раздражение: "Какое еще
такое "мы"? Нет никакого "мы"! Есть ты со своими достоинствами и недостатками,
и есть я, совершенно другой, со своими индивидуальными особенностями, совсем
другой, чем ты и существую я пока что совершенно отдельно от тебя. Что еще за
"мы" такое?!" Но если два человека смотрят друг на друга, разговаривают о
чем-то, то над ними незаметно встает парный эгрегор, и тогда это самое МЫ и
становится самой что ни на есть объективной реальностью. Человек, который
говорит партнеру: "Нам с тобой надо сделать то-то", – выступает в роли жреца
парного эгрегора. Это, замечу, совершенно необходимая роль, и не один, так
другой партнер должен ее выполнить. Тот человек, у которого сильнее Глобальный
архетип, в ней и выступит – конечно, со свойственными ему искажениями. Человек,
который использует только Локальный архетип и не понимает значения слова "мы",
по существу, никогда не поймет, что такое парный эгрегор, не увидит программы
пары, и парный сюжет с ним не может быть выстроен в принципе. Парная программа
опускается сразу на двух людей, которые должны вместе что-то сделать. И если в
этой ситуации не употреблять слово "мы", если не вставать под Глобальный
архетип, то понять происходящее невозможно. И хотя, конечно, здесь возможны
злоупотребления, но это уже другой вопрос.
В межличностном общении постоянно происходит стихийный перевод из
локальной модальности в глобальную и обратно – это происходит ежедневно во всех
переговорах. Например, муж высказывает жене какую-то локальную, конкретную
претензию: "Почему ты сегодня забыла разогреть мне ужин?" – а она ему отвечает
глобально: "Я знаю, я у тебя вообще идиотка, ты всегда недоволен моим
поведением!" И это – очень грубая неадекватность, которая показывает, что в
парном эгрегоре есть большая щель, которая буквально заставляет партнеров идти
на столь грубо некомплементарное поведение. Обратная ситуация возникает, когда
партнер говорит вам какую-то общую вещь, например: "Удивительно неприятно ведут
себя некоторые люди", – а вы ему на это отвечаете: "Ты на что, скотина,
намекаешь? Ты на меня намекаешь?" – и дальше партнеру приписывается то, чего он,
возможно, вовсе не имел в виду.
Вообще, культура человеческих взаимоотношений начинается со внимания к
модальностям. Как правило, любое неадекватное, неправильное, оскорбительное
поведение мотивировано неправильным восприятием и неадекватным использованием
модальностей. Учитесь воспринимать людей прямо: говорит партнер в локальной
модальности – понимайте его слова в локальной модальности, говорит он в
глобальной – понимайте в глобальной. Как правило, стихийные и профессиональные
мастера недобросовестного общения, обманщики, манипуляторы и т. п. ведут
энергичные психологические игры, включающие в себя как обязательный элемент
рассогласование модальностей на различных планах: например, на социальном
уровне человек говорит фразу в локальной модальности, а на психологическом
прочно находится под Глобальным архетипом. И для того, чтобы найти адекватную
контригру, нужно хорошо видеть чужие (и свои) модальности и уметь их эффективно
переключать, что требует специальной подготовки.
Я надеюсь, что вам стало понятно, как гештальт-терапия Фрица Перлса
связана с Холистическим архетипом; а в следующий раз я расскажу вам еще об
одном архетипе, который имеет прямое отношение к его психологии.
Спасибо. До свидания.
Лекция 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АРХЕТИП
Здравствуйте, дамы и господа!
Основные понятия, которые мы с вами сегодня будем разбирать, это
внутренний мир человека (представляющий, собственно говоря, основной интерес
психологии) и его внешний мир – но взятый в субъективном его преломлении. На
мой взгляд, это основные темы психологии. Если помните, в начале этого курса
лекций (см. часть 1, лекция 8) я вам рассказывал о Карле Юнге и его учении? Я
напоминаю: он посвятил этой теме толстый трактат "Психологические типы", в
котором делил людей на интровертов и экстравертов. Их точки зрения Юнг
характеризует так: "Интровертная точка зрения есть та, которая всегда и при
всех обстоятельствах стремится поставить эго или субъективно психологический
процесс над объектом, так, что уровень ценности объекта всегда будет ниже
уровня ценности субъекта. Объект является лишь внешним объективным знаком,
|
|