|
мог действительно ее обнаружить." Это лозунг, это кредо. Однако, на мой взгляд,
оно, если его понимать буквально, нереалистично. Потому что, не знаю, как по
опыту Перлса, но те люди, с которыми я общаюсь, буквально нашпигованы своими
неврозами, ретрофлексиями, интроекциями и слияниями, и если заниматься
человеком по этой схеме, то это означает, что его надо брать за горло, не
выпуская ни на секунду из своих рук, пока он не интегрируется – или не убежит,
сломя голову.. В действительности, я считаю, надо заниматься теми проблемами,
которые человек предъявляет, причем лишь в той мере, в которой он готов к их
решению и интеграции, хотя бы частичной.
А теперь немного о конкретных методах работы с невротиками. В ее основу Перлс
кладет осознание человеком своих психических процессов. Например, работая с
невротическим механизмом слияния, он помогает пациентам разорвать клинч, давая
им возможность обнаружить, что те вещи, которые у них слиты, связаны
искусственно, и что симптом подменяет самовыражение и переживание себя. Короче
говоря, основная идея Перлса заключается в том, что если невротические
механизмы человека перевести в сознание, то после этого он соображает, что ему
без них лучше.
С интроектами, например, можно работать так. Терапевт предлагает человеку
осознавать свое отношение к интроецированному материалу. Такое, нередко
эмоциональное, осознание целиком проглоченного может превратиться в
действительную физическую тошноту и желание выбросить нечто из себя. Но
выработка отношения к интроецируемому материалу может занять длительное время,
в течение которого и сам человек, и интроецированный материал будут меняться и
постепенно человек научится ничего просто так не заглатывать, то есть он будет
совершенствовать свой механизм интроекции, превращая его из патологического в
здоровый.
Однако я обращаю ваше внимание на то, что никаких принципов диагностики Перлс
не приводит, то есть в основе терапии лежит личность самого терапевта и его
субъективное восприятие клиента. И в помощь диагностам на следующей лекции я
буду рассказывать вам астрологическую модель, которая покажет, где, в каких
областях человек склонен к проекции, интроекции, ретрофлексии и слиянию.
Гороскоп дает нам несколько абстрактный, символический, но полезный
взгляд на клиента. Глядя на гороскоп, психотерапевт может посмотреть, в какой
степени его наблюдения согласуются с объективной картиной. Однако в заключение
я хотел бы отметить, что основной пафос психотерапии Перлса – это война со
своим клиентом, это противостояние клиента терапевтической группе или терапевту.
Вот представьте – вы сидите на стуле, а напротив вас сидит компания начинающих
психотерапевтов, которая на вас учится. И в вас на глазах этого
заинтересованного общества вычленяют интроекты, выявляют ваши проекции. Сама по
себе позиция "горячего стула", на котором сидит человек, находящийся в центре
внимания группы, как бы предполагает поляризацию: я и мир, я и среда, даже если
зрители смотрят доброжелательно. Давайте послушаем, что говорит на эту тему сам
Перлс: "Пациент чувствует себя вынужденным повторять то, что не может привести
его к удовлетворительному завершению, то есть к завершению гештальта. С этим мы
боремся. Эти повторения – его незавершенные дела. И он не может прийти к
творческому завершению, поскольку привносит свои отыгрывания и свои прерывания.
Если он отыгрывает свои невротические тенденции во внетерапевтической жизни, мы
просим его во время сессии намеренно повторить в фантазии то, что он делал в
действительности. Так мы можем обнаружить момент, когда он прерывает поток
переживаний и тем самым не дает себе прийти к творческому разрешению. Развитие
становится возможным только тогда, когда пациент достигает удовлетворения во
всех областях, где он переживал замешательство, где в его восприятии имелись
пробелы и где он завяз. Поскольку его невротические манипуляции являются
способом избегать такого полного вовлечения в ситуацию, они должны быть
фрустрированы ( то есть разрушены – А. П.). А вовлечения нужны, чтобы завершить
гештальт и незаконченную ситуацию. Терапевт должен фрустрировать те выражения
клиента, которые выражают его образ себя, его навыки манипулирования и его
невротические способы поведения." Заметьте: образ себя, принадлежащий пациенту,
воспринимается Перлсом как сугубо негативный. Я, когда читал "Гештальт-подход",
в этом месте прямо глазам своим не поверил. Перлс считает, что тот образ себя,
который есть у клиента, исключительно вреден, что клиент в себе ничего не
понимает и навязывает психологу этот образ исключительно с целью ввести его в
заблуждение. И значит, этот образ должен быть разрушен! Итак, терапевт должен
фрустрировать навыки манипулирования и невротические способы поведения – и,
вместе с тем, он должен удовлетворять те императивы пациента, которые являются
действительными выражениями его самости. Опять-таки судьей здесь представляется
сам психотерапевт, то есть он должен отличить невротическое поведение от
здорового, а проявления ложного образа "я" пациента отличить от проявлений его
истинной глубинной самости. Однако это задача, которая по плечу лишь высокому
духовному учителю, я бы так сказал, да и то лишь после длительной подготовки.
"Если терапевт хочет способствовать реализации пациента, он должен
препятствовать невротическим паттернам и поощрять выражения подлинного "я",
которое пациент старается обнаружить. По мере того, как пациент отказывается от
своих способов манипулирования, терапевт все в меньшей степени должен
фрустрировать его." Другими словами, взаимодействие пациента с терапевтом
представляется Перлсом как лютая схватка: пациент приходит со своим образом "я",
чтобы утвердить этот образ, утвердить свое манипулятивное невротическое
поведение, а терапевт должен все эти происки невроза отслеживать и разрушать их
тем грубее, чем откровеннее пациент им манипулирует, то есть фрустрировать его
по всем пунктам, где у него проявляется невроз. На мой взгляд, это не слишком
|
|