|
объектами." И нередко ретрофлектор живет в соответствии как раз со фрейдовскими
представлениями, или с какими-то другими представлениями о структуре психики и
"я". Например, существует представление о том, что у человека есть творческое
начало, а есть начало пассивное, которое склонно жить инертно, по устойчивым
привычкам, – и эти два начала друг другу противостоят; в астрологии им
соответствуют Солнце и Луна.
Терапия. Какова же цель терапии по Перлсу? "В терапии мы должны восстановить
способности невротика к различению – например, определить вид катексиса –
положительный или отрицательный. Мы должны помочь ему вновь определить для себя,
что является им самим, а что нет, что способствует его развитию, а что
препятствует. Мы должны направить его к интеграции. Мы должны помочь ему
обрести равновесие и провести правильную границу между собой и миром."
Так, как это написано – это сугубо директивная терапия. Другими словами,
терапевт берет на себя роль судьи. Как и во многих других видах современной
гуманистической психотерапии, Перлс в принципе постулирует то, что человек
свободен, что он в принципе положителен, что ему надо помогать – но когда дело
доходит до практики, все равно так или иначе получается, что терапевт надевает
узду на своего клиента и, пиная его в зад, куда-то тащит. Иногда это
высказывается прямо, как в этом абзаце, иногда это проявляется более косвенно,
но, с моей точки зрения, практически один только Карл Роджерс действительно не
тащил своих клиентов на поводу в рай так, как он его понимал. Но это не значит,
что сами понятия, которые вводит Перлс, теряют свою актуальность. Что и как он
делал – это вопрос его личной жизненной миссии, если хотите. Всегда есть люди,
которых надо вести, и они адекватно откликаются на подходящее для них жесткое
ведение. Например, один из методов работы, предложенный Перлсом в проективной
ситуации, заключается в следующем. Предположим, клиент считает, что у него есть
враг, который его ненавидит. Ему предлагается это проективное утверждение
сформулировать обратным образом, а именно сказать: "Я ненавижу своего врага", –
и повторять это утверждение до тех пор, пока оно не станет собственным
внутренним убеждением. Тут, как говорится, комментарии излишни: сами понимаете,
к чему ведет такое насилие над психикой.
Я еще буду рассказывать о разных средствах и приемах, которые психотерапевты
явно или неявно используют в своей практике для того, чтобы добиться результата.
Но важно понимать, что многие терапевты в своей практике в известной степени
занимаются самообманом: им кажется, что они используют одни инструменты, а
фактически они используют другие. И, в частности, уйти от соблазна прямо
манипулировать клиентом чрезвычайно сложно, и недостаточно одной декларации,
что терапевт этого не будет делать. Ему необходимо отследить и преодолеть
внутри себя механизмы властвования, заменив их чем-то еще. Однако это нелегко,
потому что клиент, приходящий к психотерапевту, очень непрост. Здесь я
процитирую Перлса, который делится впечатлениями от опыта нескольких
десятилетий активной психотерапевтической работы: "Невротик приходит не с
пустыми руками. Он приходит фрустрированный (фрустрация – это разочарование,
огорчение или другое тяжелое психическое состояние, связанное с тем, что у
человека провалились его планы, лопнули надежды и т. п. – А. П.), но приносит с
собой средства манипуляции и способы такого использования своего окружения,
чтобы люди делали за него его работу." Не обязательно работу, но тяжелую для
окружающих людей реальность невротик создает и поддерживает. И это значит, у
него есть мощные инструменты – и магические, и психологические, и другие,
необходимые для того, чтобы эту ситуацию удерживать, и он постоянно
манипулирует окружающими – иногда довольно тонко и эффективно. В частности, он
встраивает психотерапевта в свой собственный жизненный сюжет. "И не нужно
обманывать себя, – пишет Перлс, – что его способы манипуляции не умны. Невротик
– не дурак, он должен быть достаточно проницательным и искусным, чтобы выжить,
поскольку он в значительной степени лишен средства, обеспечивающего выживание,
то есть способности опираться на себя."
Я, однако, не согласен с последними словами: никто не может опираться только на
себя. Вопрос, на мой взгляд, следует ставить так: мы должны опираться на
окружающих приемлемым для них способом. Невротик мог бы это делать, но по
каким-то причинам не делает. "Мы признаем ум политиков, выбирающих оппозицию,
но невротик, нечувствительный ко всему окружающему, не замечающий того, чего он
не хочет замечать, тоже хитер. Плаксивая женщина, которая выманивает поддержку
у мужа, детей и знакомых, не менее хитроумна, чем ловкая красотка, выманивающая
бриллианты и меха у сахарного папаши. Проблема невротика состоит не в том, что
он не умеет манипулировать, а в том, что его манипуляции направлены на
поддержание уровня его неполноценности, а не на освобождение от нее."
И чем же занимается гештальт-терапия? Она отучает невротика от этой хитрости,
она дает ему осознать ту силу, которая у него уже есть, и направляет эту силу
более конструктивным для человека образом.
Перлс дает описание методического принципа работы с пациентами так: "Невротик,
отделяет ли он себя от себя самого посредством проекции, интроекции или
ретрофлексии, находится в положении, когда отказавшись от ответственности, он
одновременно отказывается от своей способности отвечать и за судьбу выбора.
Ответственность терапевта состоит в том, чтобы не оставить без ответа любое
утверждение или поведение пациента, которое не представляет его самости,
которое свидетельствует об отсутствии у него ответственности за себя. Это
означает, что терапевт должен иметь дело с каждым невротическим механизмом, как
только тот проявляется. Каждый из этих невротических механизмов должен быть
интегрирован пациентом и трансформирован в выражение самости так, чтобы пациент
|
|