Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Авессалом Подводный :: Психология и астрология :: Часть 4 - АРХЕТИПЫ ПСИХИКИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 111
 <<-
 
объектом удалось обойтись так, как это удовлетворяет индивида, – этот объект и 
потребность, с которой он связан, исчезают из среды. Гештальт завершен." Таким 
образом, гештальт понимается Перлсом как завершенный процесс взаимодействия с 
объектом. Он возникает, когда в этом процессе ставится некоторая точка.
В качестве примера могу привести такую ситуацию. Вы разговариваете с партнером 
на какую-то интересующую вас тему; в это время у вас с ним создается общее поле.
 Вдруг в комнате появляется третье лицо, на которое ваш собеседник переводит 
внутреннее внимание: он формально может еще продолжать с вами разговаривать, но 
что-то тонкое, что между вами происходило, его внутренний интерес, его 
настроенность на вас, куда-то делись. Он осуществил психологический уход. Вы 
это почувствуете в ту же секунду, хотя претензий к нему на социальном уровне у 
вас нет: формально говоря, он вас слушает. Однако он направляет на вас 
недостаточное внимание: он завершил гештальт с вами на психологическом уровне, 
он договаривает формальные для него словесные формулы, а на психологическом 
уровне он уже начинает сюжет со следующим партнером. А от вас он осуществляет 
уход. Но для вас гештальт не завершен, что-то важное между вами хотело 
состояться, но не состоялось, вы пытаетесь опять перевести психологическое 
внимание партнера на себя – берете его за пуговицу, строите ему глазки, еще 
что-то делаете – это и есть ткань человеческих отношений. 
        
       "Контакт со средой и уход из нее, принятие и отвержение – наиболее 
важные функции целостной личности. В основе ее лежит способность к различению – 
и это первое, что делает ум. Ум – это различающий фактор. Когда эта способность 
к различению замутняется, начинает плохо функционировать, индивид не может 
вести себя подобающим образом и мы считаем его невротиком. При нормальном 
функционировании принятие, отвержение, контакт и уход постоянно присутствуют и 
действуют. Эти функции составляют часть ритма самой жизни. Бодрствуя днем, мы 
находимся в контакте, в соприкосновении с миром. Ночной сон – это уход, мы 
отказываемся от контакта." 
       Итак, что такое невротик? Перлс дает нам определение: "Это человек, у 
которого нарушен ритм контакта-ухода. Он не может решить, когда ему принять 
участие в чем-либо, и когда ему уйти. Его жизненные дела не закончены, у него 
идут постоянные прерывания, которые искажают его чувство ориентации. И он уже 
не способен различать, какие объекты и люди наделены для него позитивным 
катексисом, а какие негативным. Он не знает, от чего уходить. Он потерял 
свободу выбора, он не может выбрать подходящие средства для своих целей, потому 
что не умеет видеть возможности, которые перед ним открываются." Это скорее не 
диагноз, а некоторое мировоззрение. Это описание типажа, который для Перлса 
является естественным пациентом. Он с ним работает. Я не думаю, что все 
проблемы всех людей сводятся к тому, что здесь описано. Но то, что это очень 
распространенная проблематика, не вызывает никаких сомнений. Если вы не найдете 
причины, по которой у человека происходят несвоевременные прерывания, вы не 
разберетесь в его ситуациях – как внешних, так и внутренних. Прерывание и 
самопрерывание – тоже одни из основных понятий у Перлса. Если у человека 
прерывание его собственных мыслей, его действий, его эмоций происходит так, что 
оно ломает эти действия, мысли и эмоции, то у него нарушается ритм контакта и 
ухода и становится непонятно, что вообще ему нужно, какие потребности 
удовлетворяет та деятельность, которой он занимается? Складывается впечатление, 
что человек что-то делает, но каковы его цели, кому он служит, совершенно 
непонятно. 
       Как же возникает невроз? "Есть некоторое равновесие между человеком и 
обществом, и человека, который в поисках точки равновесия переступает через 
контактную границу, заходя на сторону общества, так, что он оказывается с ним в 
остром конфликте, мы называем преступником. В нашем обществе преступником 
является человек, который присваивает себе функции, традиционно считающиеся 
прерогативами государства. Если же человек в поисках равновесия все больше 
отходит назад и допускает преувеличенные посягательства общества, которое 
перегружает его своими требованиями и в то же время отчуждает его от 
общественной жизни, то он становится невротиком."
       Трудно со всем этим согласиться, если настаивать на всеобщности этих 
утверждений, потому что каждому человеку общество что-то навязывает и в чем-то 
его формирует. Другими словами, вопрос, где данному человеку надо проводить 
контактную границу, очень индивидуальный. Но ясно, что искажения в обе стороны 
нехороши как для человека, так и для общества. И дальше Перлс вводит четыре 
основных механизма, которые ведут к неврозу, и эти механизмы являются 
фундаментальными для понимания психических отклонений.
        
Механизмы образования неврозов
Интроекция. Мы рассматриваем тему истоков невроза, и первое, что мы сегодня 
рассматриваем – это интроекция, которая является фундаментальным психическим 
механизмом. "Интро" – это значит вовнутрь. Мы принимаем или отвергаем то, что 
среда может нам предложить – но то, что мы принимаем, мы должны ассимилировать. 
И здесь Перлс приводит аналогию с пищей. Мы должны выбрать кусок, отгрызть от 
него то, что нам действительно нужно, прожевать, переварить, потом расщепить на 
самые мелкие молекулы и затем сделать уже своим – превратить в свою энергию или 
в свою плоть. И тогда мы получаем над съеденным власть. Но если мы воспринимаем 
что-то некритически, если мы берем какое-то мнение, какое-то суждение, какое-то 
впечатление, которое оказывается внутри нас и не проходит процесса 
психологической дезынтеграции, приспособления к нашим собственным нуждам и 
последующей интеграции в нашу психику, то в этом случае у нас в психическом 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 111
 <<-