|
купаемся в своих несчастьях, мы используем свои знания о человеке как
оправдание для социально деструктивного или саморазрушительного поведения.
Вырастая из детского "я не могу с этим справиться", мы говорим "я не могу с
этим справиться, потому что…" Между тем, ни психиатрия, ни психология не
предназначались для того, чтобы оправдывать невротическое поведение. Цель этих
наук не только в том, чтобы предложить объяснения – они должны помочь обрести
самопознание, удовлетворение и способность опираться на самих себя."
Я думаю, что из того, что тут написано, многое вам знакомо. Согласны?
Другими словами, хотя со времени последних лет жизни Перса прошло уже тридцать
лет, и довольно бурных лет, можно смело сказать, что в психике человека, в его
внутренней проблематике мало что изменилось. Когда психолог говорит о том, что
человек должен обрести самопознание, удовлетворительную жизнь и способность
опираться на самого себя – это естественное раздражение человека, к которому
приходят люди на совершенно инфантильной позиции, которые хотят полностью
водрузить на него свои проблемы, сняв с себя ответственность за свою жизнь. Но
должен сказать, что я с этим взглядом Перлса все-таки не согласен. Не может
человек в этом воплощении (за очень редкими исключениями – когда, например, он
идет по Алмазному пути карма-кагью, беспрерывно медитирует, имеет
покровительство со стороны высокого ламы и очень большие заслуги в прошлых
воплощениях) полностью обрести самопознание, просветление и удовлетворение.
Способность полностью опираться на самого себя у среднего современного человека
отсутствует. Он в принципе на это не способен. Он может опираться на себя в
большей степени, чем в тот момент, когда он приходит к психологу. Это – да. Но
все мы люди социальные. Я часто слышу вопрос от своих массажных клиентов:
"Доктор, вы так замечательно все сделали. Теперь скажите – я так сама себя могу
массировать?" Сначала от таких вопросов меня зло брало: я массажем занимаюсь
двадцать лет, из которых десять лет профессионально, несколько книжек написал,
а вот она хочет без подготовки массировать так же, как и я! Но потом до меня
стало доходить, что человек этими словами не демонстрирует ко мне неуважения:
просто он не хочет быть ни от кого зависимым. С другой стороны, когда меня
спрашивают, зачем нужен массаж и вообще целительские практики, и не лучше ли,
чтобы человек излечивал себя сам, я говорю, что даже волки – такие хищные,
дикие животные – вылизывают друг другу уши, потому что сам волк языком до
своего уха дотянуться не может, а чистить их время от времени нужно. Так же и
люди должны друг другу время от времени в чем-то помогать. И задача
психотерапевта заключается, кроме всего прочего, в том, чтобы найти правильный
аспект и уровень помощи, которую нужно оказать данному человеку. Но идея, что
вы его полностью переводите на самоокупаемость и самообслуживание, совершенно,
на мой взгляд, нереалистична.
А теперь поговорим об основаниях гештальт-психологии. Сама по себе
гештальт-психология была заложена в трудах нескольких немецких психологов
начала ХХ века. Их исследования показали, что восприятие человека происходит
так, что подсознание организует то, что человек видит, в единый образ. Элементы
рассмотрения всегда составляются подсознанием в единое целое, из которого
выделяется какой-то один элемент, который Перлс называет фигурой, а все
остальное представляет собой фон. И выбор этого элемента-фигуры определяется
многими факторами, а в первую очередь – интересом или первоначальным намерением
человека.
Вот пример, которые приводит Перлс. Представьте вечеринку. На нее
приходят разные люди. Вот гость, который, в первую очередь, хочет выпить. Вот
такая у него есть потребность. Что у него будет "фигурой"? Понятно, что это
будет самая крупная, или содержащая самый крепкий напиток бутылка со спиртным.
А все остальное для него будет "фоном". Вот гостья-художница, чья картина висит
на стене – для нее "фигурой" будет эта картина, или человек, который встанет
напротив этой картины и будет ее рассматривать –а все остальное будет "фоном".
А вот молодой человек, который должен на этой вечеринке встретиться со своей
подружкой. Понятно, она будет для него "фигурой", а все остальное – "фоном".
Итак, основная предпосылка гештальт-психологии формулируется так, цитирую:
"Человеческая психология организована в виде паттернов, или целостностей, или
гештальтов, и только таким образом может быть воспринята и понята." (Паттерн
(pattern) – это английское слово, означающее "образец", и оно используется при
переводе слова "гештальт" на английский язык.) Не совсем понятно, что отсюда
следует. Само положение чересчур абстрактно. Но дальше Перлс пытается каким-то
образом его претворить в жизнь, а как именно – я чуть-чуть об этом сегодня
расскажу.
Следующее понятие, которое вводит Перлс, это гомеостаз, причем его
взгляды на него с точки зрения астрологии и с моей личной точки зрения весьма
ограничены. Он говорит: "Жизнь и поведение управляются процессом, который в
науке называется гомеостазом, а проще – приспособлением или адаптацией.
Гомеостаз – это процесс, посредством которого организм поддерживает свое
равновесие и здоровое состояние в изменяющихся условиях. Другими словами,
гомеостаз – это процесс удовлетворения организмом своих потребностей." Однако
есть люди, особенно с напряженными картами, у которых вся жизнь есть нарушение
различного рода гомеостазов. Они нарушают собственную жизнь, они нарушают свое
равновесие, они нарушают чужое равновесие, и таков стиль их жизни, и для них
это совершенно нормально.
У человека есть потребность выживания, но есть и потребность, например,
в исследовании дальних территорий, которая для человека часто бывает гибельна.
И инстинкты настолько по-разному проявляются даже у одного и того же человека,
что говорить об их одновременном удовлетворении и стремлении к равновесию,
|
|