Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Авессалом Подводный :: Психология и астрология :: Часть 4 - АРХЕТИПЫ ПСИХИКИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 111
 <<-
 
предложила западная психология, важное место занимает Фриц Перлс. Подход, 
который он использовал и пропагандировал, он называл гештальт-подходом и 
гештальт-терапией. Собственно, термины эти ввел не он, не он придумал 
гештальт-терапию, но он этот подход активно использовал. Что означают эти слова,
 я расскажу чуть позже, а сначала немного о самом Ф. Перлсе. 
       Фриц (Фредерик) Перлс (иногда пишут Перлз) родился в Берлине в 1893 году,
 когда в небе (кто помнит?) стояло соединение Нептуна и Плутона в Близнецах. 
Младенец появился на свет в мелкобуржуазной еврейской семье. Ребенком Фриц был 
непростым, по крайней мере, для своих родителей: часто с ними ссорился, его 
выгоняли из школы, два раза он оставался на второй год, во втором классе и в 
седьмом. Тем не менее, он, закончив школу, получил затем высшее образование, 
специализировался в психиатрии, защитил докторскую диссертацию. В 1927 году он 
переехал в Вену, где началось его психоаналитическое обучение. Его анализировал 
Вильгельм Райх, один из самых известных психоаналитиков, который, кстати говоря,
 является основоположником телесно-ориентированной психотерапии ХХ века. В 1933 
году, когда Гитлер пришел к власти, Перлс оказался одним из немногих евреев, 
которые хорошо ощутили эту ситуацию: в частности, он говорил своим друзьям, 
знакомым и родственникам, что нужно срочно эмигрировать, причем по возможности 
подальше: "Через некоторое время никакое расстояние не покажется вам чересчур 
далеким", – предсказывал он. Друзья и родственники его не послушались, за что 
многие поплатились впоследствии своей жизнью, а Перлс эмигрировал сначала в 
Голландию, а потом в Южную Африку, где основал Южно-Африканский институт 
психоанализа. Интересно, что английский язык Перлс выучил на корабле, уносившем 
его из Голландии в Африку. Не знаю, насколько вы представляете себе, что такое 
вести с клиентами разговоры, психологические в особенности, не зная 
соответствующего языка. Так вот, Перлс погрузился на корабль, не зная 
английского языка, а сошел с него, зная английский настолько, что смог 
"анализировать" местное население, нуждавшееся в психологической помощи. У него 
были сложные отношения с Фрейдом. Он считал себя его учеником, и Фрейд был для 
него чем-то вроде отцовской фигуры. Встретились они один раз, когда Перлс был 
уже известным психологом, но Фрейд не обратил на него никакого внимания, и это 
для Перлса оказалось тяжелым переживанием. Однако он это пережил, много 
путешествовал по миру, переехал в Лос-Анджелес, а в начале 60-х годов стал 
работать в Исаленском институте в Калифорнии, очень знаменитом месте, одном из 
центров тусовки New Age (Нового Века) тех лет, где он был одной из центральных 
фигур американского направления гуманистической психологии. До конца своей 
жизни он вел там психологические группы и семинары и пользовался чрезвычайным 
авторитетом; умер в 1970 году. 
       У него учились и много наблюдали за его работой основатели ныне 
популярной в Америке школы нейролингвистического программирования (НЛП) Джон 
Гриндер и Ричард Бэндлер, и многое в своей теории они у него взяли один к 
одному. С другой стороны, у самого Перлса был достаточно длинный пусть в 
психологии. Начинал он с модного тогда психоанализа. На склоне лет он 
интегрировал в свой метод некоторые практики восточной эзотерики, что для 
присутствующих здесь никакой экзотикой не является, поскольку в Россию это 
пришло сильным потоком, особенно после книг Ошо (Бхагавана Шри Раджниша). Но 
тогда, в 60-е годы, это было что-то совсем оригинальное.
       Теперь я изложу вам основные моменты той теории, которую разрабатывал и 
которой пользовался Перлс. Правда, он сам считал себя практиком и во многих 
своих книгах, в частности в своей автобиографической книге "Внутрь и наружу из 
мусорного ведра" он пишет, что психотерапия это практика, и сравнивает любую 
теорию со слоновьим дерьмом. Но в действительности, какие-то теоретические 
убеждения у него были, и в своей книге "Гештальт-подход" он изложил их 
достаточно внятно и ясно – по крайней мере, для человека, который занимается 
этими вопросами. 
       И, на мой взгляд, хотя там есть некоторые чересчур резкие места, то, что 
изложено в этой книге, каждым культурным психологом должно быть освоено, потому 
что это те вещи, мимо которых не пройдешь. Он пишет о таких явлениях и эффектах,
 что если вы их не видите и не учитываете, то какие-то острые углы вам сгладить 
не удастся никогда, ни при каких обстоятельствах. И теперь я попытаюсь изложить 
вам фундаментальные понятия, которые ввел Перлс. 
       Основное понятие его психологии это "гештальт-терапия". Слово "гештальт" 
– немецкое. Точного перевода ни на английский, ни на русский язык у него нет. 
Обычно оно переводится как "конфигурация", что следует понимать как "набор 
элементов и деталей, представляющий собой единое завершенное целое". 
       А сейчас я прочитаю вам отрывок из книги Перлса "Гештальт-подход", а вы 
подумайте, насколько это согласуется с вашим собственным опытом. "Современный 
человек живет на низком уровне жизненной энергии (подчеркиваю, это написано 
где-то в 60-х годах – А. П.), и хотя в общем он не слишком глубоко страдает, он 
не слишком много знает о творческой жизни. Он превратился в тревожащийся 
автомат. Мир предлагает ему множество возможностей для более богатой и 
счастливой жизни, он же бесцельно бродит по миру, плохо понимая, чего он хочет, 
и еще хуже – как этого достичь. Он не чувствует возбуждения и пыла, отправляясь 
в путешествие жизни. Он, по-видимому, полагает, что время веселья, удовольствия 
и роста – это детство и юность, и готов отвергнуть саму жизнь, достигнув 
зрелости. Он хорошо рассказывает о своих трудностях, но плохо с ними 
справляется. Он сводит свою жизнь к словесным и интеллектуальным упражнениям, 
он топит себя в мире слов. Он тратит массу времени, чтобы восстановить прошлое 
или определить будущее. Его деятельность – выполнение скучных и утомительных 
обязанностей. Временами он даже не осознает, что он в данный момент делает. Мы 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 111
 <<-