|
адекватно прожить, то она через некоторое превращается в свою противоположность,
по крайней мере, существенно видоизменяется. И тогда хочется задать человеку
вопрос: "Извини, ты что это выступаешь в русской манере: начал за здравие –
кончил за упокой? Ты все-таки ты радуешься или огорчаешься?" Если вам хочется
задать этот вопрос, то, скорее всего, у человека включена модальность
растворения. Здесь нередко слишком быстро меняется эмоциональный фон, так что
эти перемены не мотивированы реальными обстоятельствами.
А теперь несколько слов о переменах модальностей. Представьте себе, что
в момент сильного горя к вам приходит ваша подруга, у которой разрушился
любовный сюжет, и жалуется, и ждет от вас утешения. У нее очевидна модальность
растворения, она оплакивает безвременно разрушающийся парный эгрегор, а вы ее в
порядке утешения насильно переводите в модальность осуществления и говорите:
"Вот, ты сейчас горюешь, а там у тебя дети некормленые плачут!" Эта фраза может
быть справедлива – но она некомплементарна и нетактична. Вам надо помочь
человеку прожить ситуацию в модальности растворения, у которой есть три
субмодальности: растворение-творение, растворение-осуществление и
растворение-растворение. Другими словами, вы можете активизировать архетип
Осуществления, но не сам по себе, а в мягком его варианте – в качестве
субмодальности к модальности растворения. Опытные утешители умеют это делать,
но как именно, я сейчас на этом подробно останавливаться не буду (подумайте
сами – например, организуя адекватные траурные церемонии и вовлекая в них
подругу). Я просто обращаю ваше внимание на то, что жесткое переключение
модальности – это всегда психологически грубое поведение – особенно, если
модальность у человека отчетливо акцентирована. По-хорошему, надо искать в ней
альтернативные субмодальности и с их помощью плавно производить переключение.
Знаки препинания. Если устную речь переводить в письменную, то для
модальности творения характерны восклицательный знак и жирная точка, для
осуществления – запятая и обычная точка, для растворения – точка с запятой и
многоточие.
Кредо. Какое кредо у модальности творения? Главное – никогда не
отчаиваться! Нельзя терять надежд: помощь, когда действительно понадобится,
обязательно придет! Если вы к последней фразе добавите "рано или поздно", то вы
уже попадете в субмодальность растворения. Поэтому не говорите: "рано или
поздно". Лучше поставить жирный восклицательный знак, или даже несколько:
Помощь обязательно придет!!! Это такая наивная вера, но она прочно удержит вас
в рамках архетипа Творения.
Кредо архетипа Осуществления таково: "Главное – это работа. Если вы
приложите достаточно усилий, и будете достаточно внимательны, вы ее выполните.
Будьте независимы, но в балансе с окружающим миром.
Кредо архетипа Растворения: "Все проходит; не надо ни на чем застревать,
все имеет высший смысл; что Бог ни делает, все к лучшему", – и так далее.
Пафос архетипа Творения: непосредственность, широта восприятия,
наивность, неискушенность. И нельзя человеку в этом мешать, иначе вы его грубо
собьете, включив ему другую модальность.
Пафос осуществления: серьезность, ответственность, профессионализм,
конструктивность.
Пафос растворения: мудро или догматически отстраненное отношение, этика;
то, что стоит за очевидным, непосредственно видимым содержанием процесса или
объекта.
Усталость. Легкая, мимолетная усталость относится к модальности творения.
Обычная усталость относится к модальности осуществления – устал, поэтому надо
отдохнуть, восстановить силы и продолжить трудиться. А метафизическая усталость
– это когда у вас нет возможности отдохнуть, это не предусмотрено самой
природой вещей, это усталость, которая накапливается, накапливается, и в конце
концов вас раздавит – это усталость растворения.
Этика. Я уже говорил, что в модальности творения этика гедонистическая –
хорошо то, что хорошо мне. Миру хорошо, если хорошо мне, ибо человек мыслит
себя находящимся в центре мира, и в какой-то мере себя с ним идентифицирует.
В модальности осуществления этика есть и с ней надо считаться, но она в
известной мере подчинена жизненному процессу. В поэме "Рубрук в Монголии" Н.
Заболоцкого (я ее вам уже цитировал) есть такие строки:
Рубрук был толст и крупен ростом,
Но по природе не бахвал,
И хан его простым прохвостом
Как видно, тоже не считал.
Но на святые экивоки
Он отвечал: "Послушай, франк!
И мы ведь тоже на Востоке
Возводим бога в высший ранг.
Однако путь у нас различен,
Ведь вы, Писанье получив,
Не обошлись без зуботычин
И не сплотились в коллектив.
Вы рады бить друг друга в морды,
Кресты имея на груди.
|
|