|
человек с огромным практическим опытом и игры, описанные у Берна, встречаются в
том или ином виде в жизни каждого человека. Например, у него есть игра
"Алкоголик", где пристрастие к алкоголю может быть заменено на любую дурную
привычку, и почти нет людей, которые в своей жизни не играли бы в игру
"Алкоголик" в том или ином виде; и если они в нее играют – то обязательно
понесут ее к вам. Если вы этого сюжета не знаете и не понимаете психологических
выигрышей, стоящих за этой игрой, то вы можете погрязнуть в этом сюжете на
месяц, два, три. А если знаете, то эта ситуация будет для вас совершенно
прозрачна – просто потому, что у вас есть определенная психологическая культура
вторичного плана. Первичная психологическая культура – это то, что вы
постигаете самопознанием и на своем личном опыте. А вторичная – это то, что вы
извлекаете из книг. И определенные книги по психологии в этом смысле незаменимы,
и если вы мимо них не пройдете, то сэкономите себе несколько воплощений
пристальных наблюдений и тяжелого личного опыта. Поэтому тезаурус игр Э. Берна
надо как следует разобрать – но это упражнение я оставляю вам в качестве
домашнего задания.
Диалектический архетип
А я перехожу уже к области не столько астрологии, сколько к ее
фундаменту - области высших архетипов. И сейчас вкратце расскажу вам про
Диалектический архетип. Он подробно разобран в моей книге "Высшие архетипы:
опыт психологического исследования", а здесь я ограничусь основными моментами
описания, а затем расскажу, как эти основные понятия можно применять в
астрологии, и что здесь астрология дает для психологии.
Диалектический архетип является универсальным и состоит из трех высших
архетипов: это Творение, Осуществление и Растворение.
Я напомню вам космогоническую схему индийской философии. Сначала Абсолют
творит Проявленный Мир, творит из Себя, то есть, с точки зрения самого мира,
ниоткуда, и снабжает его определенной материальностью, причем творит его вместе
с законами, которым мир будет подчиняться – и этой фазе соответствует архетип
Творения.
Потом созданный на фазе Творения мир, подчиняясь свойственным ему
законам, эволюционирует, реализуя заложенную в него программу, и этой второй
фазе соответствует архетип Осуществления.
И третья фаза – это разрушение и исчезновение мира, когда он постепенно
утончается и исчезает как бы в никуда, а на самом деле растворяется в Абсолюте
– этой фазе соответствует архетип Растворения.
Понятно, что Диалектический архетип – один из самых абстрактных, и в то
же время он очень откровенно представлен в психике, то есть в каждый момент
времени человек может различить, какой из трех архетипов (фаз развития)
доминирует в его психике. Наша задача – научиться по прямым и косвенным
признакам определять, в какой модальности, то есть под каким архетипом, человек
в данный момент находится.
Творение. Рассмотрим сначала модальность творения. Находясь в этой
модальности, человек смотрит на мир как на рог изобилия. Это очень важно
понимать – на фазе творения нет идеи баланса между человеком и окружающей
средой. Представьте себе: в семье родился младенец, и тут же знакомые и
родственники со всех сторон несут ему разнообразные блага и игрушки, отнюдь не
предполагая какой-либо благодарности или иного возврата с его стороны.
Новорожденный – очень хорошая метафора для человека, находящегося в модальности
творения. В положительном варианте – это маленький ребенок в благополучной
семье. Он – центр внимания, постоянный адресат разнообразных благ, которые на
него сыплются без затрат с его стороны. Здесь нет равновесия. Здесь чудо – это
норма жизни, если под чудом понимать возникновение как бы ниоткуда различных
приятных и полезных объектов – которые человек совершенно не ценит, которые
могут куда-то деться, а могут при нем остаться, но через минуту его внимание
увлечено новыми объектами, которые на него сыплются уже, может быть, с другой
стороны. Здесь нет равновесия между человеком и миром: человек ощущает себя в
центре чрезвычайно в нем заинтересованной окружающей среды. В частности, его не
волнуют те взаимодействия, которые идут в этой среде внутри ее самой. Его
интересует то, что направлено на него. Он ощущает себя большим чудом. Если он
появляется где-то, то он воспринимает себя как необыкновенный, грандиозный
подарок. И он ждет, что тут же разнообразные подарки в виде улыбок, знаков
внимания, материальных предметов, комплиментов и прочая будут прямо-таки
извергаться на него. Есть люди, для которых пребывание в модальности творения
более или менее типично, и они могут производить на окружающих очень неприятное
впечатление – видно, что человек преподносит себя как подарок, хотя таковым
совершенно не является. Но архетип Творения тем и силен, что, когда он сильно
включается, он самому человеку совершенно закрывает сколько-нибудь критический
взгляд как на самого себя, так и на окружающий мир. Таково, например, состояние
творца в момент творчества: на него сыплются идеи – и он по-детски радуется
каждой из них; они приходят к нему совершенно бесплатно, он может любую
отвергнуть, выбросить, отложить на потом – и это никак не скажется на том, что
сейчас происходит: на смену каждой идее придет следующая. Он не критичен к ним,
и он действительно ощущает себя в центре вселенной.
Для модальности творения характерно ощущение, что происходит игра –
здесь нет ответственности. Здесь случается игра – но не работа. Эта игра может
быть мрачной: не надо думать, что архетип Творения – это обязательно что-то
хорошее. На человека могут валиться непредсказуемые изобильные неприятности, и
|
|