|
план, четко обозначая цели и средства.
Свет истины под ундецилем часто кажется абсолютно безжалостным.
Работая с психикой человека, порой можно обнаружить спрятанную глубоко у него в
подсознании мощную, примитивную и очень ясную установку, прямо противоречащую
его сознательной этике и представлению о себе. Если ему эту установку вывести в
сознание, ему станет нехорошо. Однако именно таков ундецильный подход. Более
гармоничный (например, децильный) подход заключается в том, чтобы заставить
человека ходить вокруг этой его установки, постепенно и неосознанно ее меняя. А
если человек внезапно увидит прямые негативы и жесткие противоречия, которые
укоренены в глубине его психики, то для него это будет шоковым переживанием, и
далеко не всем оно идет на пользу. Более того, оно само по себе может быть
настолько сильным, что явится толчком для развития дальнейших психических
нарушений. Однако ундециль в своих сферах дает человеку некоторое право на
маргинальность, на особость, на нестандартную жизненную миссию: резкую, жесткую,
мученическую. В этих сферах у него особая этика, что связано с тем, что,
образно говоря, там рай и ад находятся очень близко.
Исследования психологии второй половины ХХ века, особенно работы С.
Грофа, показали, что между очень сильными положительными эмоциональными
состояниями и очень сильными отрицательными эмоциональными состояниями в
какой-то момент возникает смычка. Например, человек, которого долго пытают,
незадолго до смерти может впасть в эйфорическое состояние. Ну, это, собственно,
было известно и до работ знаменитого чешского психиатра, но он ясно показал,
что на каком-то уровне психики вообще нет разницы между положительными и
отрицательными переживаниями, это такие слабо дифференцированные области, где
нет понятий добра и зла, нет радости как противоположной горю и страданию: там
различаются лишь сильные и слабые эмоции, а их конкретное качество не
детерминируется.
У человека в области ундециля обязательно будет и своя особая философия.
Это будет философия дисгармонии, философия дисбаланса, маргинальности. Это
будет философия сверхусилия и подвига. И сдвинуть его с этой точки зрения
невозможно. Можно лишь ставить вопрос о том, кто должен совершать подвиг и
переживать маргинальные состояния – он или окружающие; на высоком уровне
проработки аспекта он будет помогать людям, оказавшимся в маргинальных
ситуациях. У него может быть профессия спасателя.
Под ундецилем идет гениальность – и психические отклонения, которые,
как показывают работы многих исследователей, ходят недалеко от гениальности.
Ундециль дает выход в то, что называется внутренними "адскими
пространствами", которые определяются по уровню исключительной тяжести, лежащей
на душе человека, чрезвычайной неутихающей тревоги, исключительного напряжения,
которое непонятно, какими резервами держится – но, тем не менее, может
держаться очень долго.
Для ундециля характерна балансировка дисбалансом. Если вы ходите хорошо
понять, что такое баланс, вам нужно продумать все оппозиции зодиакальных знаков.
Овен – Весы, Телец – Скорпион, и так далее. В частности, Весы сами по себе –
знак равновесия. Они балансируются Овном, знаком совершенно безоглядным,
который сломя голову кидается туда, куда влечет его неведомая сила, не обращая
никакого внимания на препятствия. Так вот, для ундециля характерно мнение, что
мир чересчур уравновешен, находится в слишком устойчивых рамках, и его нужно
балансировать преодолением того и другого, то есть привычного равновесия и
сложившихся рамок.
Типичный для ундециля сюжет – первичное вхождение кардинально новой
идеи в среду, где ничего похожего раньше не было, то есть в никак не
подготовленный к ней плотный план. Здесь никогда не скажешь, чем дело кончится.
Здесь идея, владеющая человеком, пассионарная, яркая, жгучая. Она берет
человека в оборот, она не оставляет ему возможности выбора. Она его обжигает,
она его жертвенно подчиняет себе и он ждет (и зачастую получает) то же от
окружающих.
Этика ундециля исключительная, фанатичная, резкая, жесткая,
пассионарная. Он в этом сюжете живет полностью, это как бы закон его жизни.
Как человек в сферах ундециля смотрится со стороны? Ему свойственны
необычная сила, чрезвычайная односторонность, локализованность усилий. Его сила
велика, но непонятно, откуда она берется. Она может вызывать страх, а иногда –
желание взять этого человека как-то его себе подчинить, использовать. Иногда
это удается, но, чтобы его держать, нужны железные щипцы. Ему свойственны
маниакальность, дисгармоничность, доходящая иногда до уродства, грубость, порой
гораздо большая, чем в квадрате – но наряду с этим и необыкновенные чудесные
эффекты, в том числе и положительные. При проработке аспекта этот человек может
работать с маргинальными ситуациями других людей. Если это целитель, он может
снимать резкую боль, он может справляться с такими болезнями, которые у других
никак не поддаются лечению.
Самим человеком сферы ундециля воспринимаются как представляющие
большой интерес: единственный настоящий жгучий интерес. Для человека
исключительно важно то, что там происходит. Ради этого можно многое принести в
жертву. Кто пониже уровнем, пытается приносить в жертву других, кто повыше –
самого себя. Для ундециля обязательно ощущение высшей цели, какой-то высшей
ценности, которая дана человеку непосредственно, прямо в ощущении. Это не
наивная религиозность дециля. Здесь, если уж у человека возникает пассионарный
религиозный порыв, то Бог предстает перед ним явно, нередко в устрашающем,
поражающем воображение виде. В одиннадцатой (заметьте!) главе Бхагавад-Гиты
Арджуна просит Кришну явить Себя в натуральном виде. И Кришна предстает перед
|
|