|
это совершенно реальное психическое переживание, дающее ей вполне реальную
самоидентификацию, и ради этой идентификации через эгрегор, в котором он
находится, этот человек способен на многое, в том числе иногда на большие
жертвы. Он ценит формальные знаки отличия – значки, наколки, специальные
украшения, фенечки, особые типы стрижек или формы одежды. Например, тусующаяся
молодежь обязательно создает себе внешние признаки (прически и т. п.) в
соответствии со своим направлением или со своим кумиром. Это тоже вариант
самоидентификации инфантильной личности. И для нее это важно, поскольку другого
варианта самоидентификации может просто не быть. Вам может это нравиться или не
нравиться, но нужно это правильно понимать.
Для этого человека характерна самоидентификация, доходящая до
идолопоклонства. Вообще, идолопоклонство – характерная черта инфантильной
личности, независимо от того, какую религию человек формально исповедует, или,
может быть, он даже вовсе атеист. Но все равно, если копнуть его чуть глубже, у
него обнаружится внелогичное, безусловное, безоговорочное поклонение какому-то
идолу. В ХХ веке, особенно в его середине, в 60-е годы, таким идолом было
понятие науки, особенно точной науки. Этому идолу поклонялись, и он в большой
степени выполнял роль религии, причем достаточно примитивной. Чудеса творит?
Творит. Как же, на самолете летать можем, телевизор смотреть. Особенно когда
цветные появились, это такие идолы! Посильнее будут разве что компьютеры,
подключенные к Интернету...
Для инфантильной личности характерна идентификация через идола,
которому человек поклоняется, или через атрибуты этого идола. Мне кажется, что
наука исполнила замечательную роль идола целой цивилизации потому, что стала
идолом как для тех, кто ею занимался, так и для всех остальных. Но сейчас эта
ситуация меняется, как мне кажется, кардинально.
Самомнение и самооценка. Говоря на астрологическом языке, самомнение
идет по Томе, это нечто такое, что переживается чувственно, непосредственно, а
самооценка идет, соответственно, по Лилит, то есть через определенный символизм.
Каковы же они у инфантильной личности?
Это важная тема. Иногда мы о ком-то говорим: "Какое у этого человека
чудовищное самомнение!" Но, может быть, мы его неправильно понимаем. Самомнение,
например, бывает локальное и глобальное, и приняв первую модальность за вторую,
мы обязательно ошибемся. Так вот, у инфантильной личности самомнение и
самооценка совершенно локальны и постоянно скачут во времени. Если такой
человек идентифицировался с каким-то своим удачным словом или поступком, он
страшно горд собой, он говорит: "Я велик!" А мы говорим: "Какое ужасное
самомнение!"
Но посмотрите на него повнимательнее. Может быть, через пять минут он
уже будет находиться в состоянии глубокого унижения. Его самооценка и
самомнение зависят от совершенно случайных факторов – внешних или внутренних.
Сейчас ему показалось, что он гений, и у него самооценка резко поднялась. Ему
кто-то на улице сказал какое-то резкое слово, или ему показалось, что его
унизили – все, он полностью раздавлен, он полное ничтожество, и именно так себя
и переживает. Причем, поймите, это же тотальное переживание. Если человек
идентифицирует себя, свое "я", с данным конкретным каузальным моментом, и этот
момент неудачный, это значит, что все его "я" унижено, раздавлено, лежит и
испускает последнее дыхание.
Это сильное переживание, и оно очень четко проявляется у детей, которые
все в какой-то период своего развития проходят стадию инфантильной личности, и
это надо понимать их родителям. Неправильно смотреть на ребенка взрослыми
глазами и говорить ему, например: "Что ты так огорчаешься? Завтра ты пойдешь в
школу, и вместо двойки тебе поставят пятерку." Для него "завтра" не существует,
для него существует только "сейчас". Если вам удастся войти в его актуальную
реальность и в ней что-то подправить, вы его самооценку поднимете, и это для
него будет адекватно. Если же вы будете пытаться представлять его себе как
подростковую личность и апеллировать к каким-то более устойчивым моментам, то
вы выйдете за пределы его понимания: в его реальности никакой устойчивой
длительности нет.
Ему свойственны резкие оценки. В подсознании у этого человека всегда
находится колоссальная неуверенность в себе. И помочь ему здесь нельзя. Его
неуверенность в себе тотальна, потому что его "я" связано с текущим моментом и
всегда подвержено риску. Каждый человек где-то ошибается, когда-то в чем-то
проваливается, но инфантильная личность всегда проваливается как бы вся целиком.
И ее подсознание это помнит. И любые попытки каким-то образом ее приободрить
быстро проваливаются. Он скушает эту вашу психологическую (а также
материальную) поддержку, может быть, утешится ею в настоящий момент, а потом
придет на следующую консультацию в том же виде и даже еще хуже, чем он был до
вашего вмешательства. И вылечить его можно, лишь подняв уровень его личности –
и никак иначе.
Можно жить, будучи в чем-то не уверенным, в том числе – в каких-то
ситуациях не уверенным в себе. Может быть, это не очень комфортно, но это более
творческое состояние, нежели всепоглощающая самоуверенность. И этим можно
утешать инфантильную личность – но вылечить от тотальной неуверенности в себе
невозможно.
Референтный круг. Когда мы говорим о самомнении и самооценке, важно
понимать, что у каждого человека есть референтный круг, то есть круг людей,
мнению которых он доверяет и на основе суждений которых создает мнение о себе.
Так вот, у инфантильной личности референтный круг абсолютно случаен и никак не
ограничен. Из этого круга кто-то для него значимый может быть начисто исключен,
|
|