|
чаще всего (как говорится, нет пророка в своем отечестве) это ближайшие
родственники; нередко из него исключены и многие хорошие знакомые, а
немотивированное мнение случайного прохожего почему-то становится совершенно
кардинально значимым.
Возможен и другой вариант: референтный круг назначается ведущим
человека эгрегором. Человек служит своему эгрегору, он с ним идентифицируется,
и эгрегор ему изнутри – заметьте, не снаружи, директивным путем, а именно
изнутри, то есть в психике, создает настройку: слушать такого-то! И, вот,
например, мальчик по "подсказке" своего семейного эгрегора слушает своего
старшего брата, который становится для него абсолютным авторитетом, хотя и
локальным: когда старший брат что-то говорит, это становится для младшего
авторитетным мнением, хотя потом оно быстро вытирается из его памяти. Но на
момент взаимодействия старший брат – это авторитет.
Референтный круг инфантильной личности нередко меняется, но любые
попытки воздействовать на него методом разума, как правило, не эффективны, то
есть ее сознанием этот круг не регулируется никак. Ее позиция такова: "Как же я
могу не верить этому человеку! Это голова, это авторитет!" И эта позиция даже
не произносится, она хуже, чем произносится, она обозначается телесно: жестами,
мимикой, "большими" глазами.
Другая характерная черта инфантильной личности заключается в том, что
она совершенно независима от оценок, которые идут извне референтного круга. У
нее есть свой референтный круг, а все, что снаружи, ее абсолютно не волнует.
Она никак на это не реагирует. И если вы находитесь вне этого круга, но
попытаетесь влиять на ее самомнение или самооценку, она будет очень странно
смотреть на вас: в этом случае вы окажетесь в ее глазах просто полным идиотом.
Вы ведете себя совершенно некомплементарно, с ее точки зрения, когда вообще к
ней лезете, хотя ничего о ней не знаете и не понимаете! Однако начинающие
психотерапевты часто таких вещей не видят. Начинающий терапевт сам себя хотя бы
немного уважает, и поэтому думает, что и остальные люди его уважают. А реально
инфантильная личность мало кого уважает (включая самое себя), независимо от их
достоинств, и ее референтный круг обычно довольно узок. Вообще, чем выше
уровень личности, тем шире и устойчивее ее референтный круг.
"Махабхарата", знаменитый индийский эпос, изобилует историями такого
рода. Идет по дороге высокий брамин или йог, а ему совершенно случайно
попадается бедная крестьянка, и между ними завязывается высокодуховная беседа,
где эта крестьянка основательно ставит его на место. (Потом, правда, выясняется,
что ее облике выступал бог Шива.) И мораль этих историй, в частности такова:
любой человек может хотя бы на короткое время попасть в ваш референтный круг и
сказать вам что-то, для вас значимое. Однако для инфантильной личности это
совсем не так. В каждый момент времени у нее есть четко обозначенный круг людей,
которых она воспринимает как авторитеты, а всех остальных полностью игнорирует.
Зато человек, который попал в ее референтный круг, наоборот, получает над
инфантильной личностью громадную власть – в первую очередь, психологическую:
его мнение не обсуждается. Как идол сказал, так и есть – пока его мнение не
забыто или сам он не выброшен в канаву ввиду профнепригодности.
Самоценность. Это тоже важный момент в индивидуальной психологии. Когда
вы имеете дело с человеком, вам нужно понять, является ли его личность, то есть
его "я", для него определенной ценностью.
Для инфантильной личности ее самоценность, как и все остальное, очень
непостоянна, но подсознательно обычно весьма низка – за исключением
единственного случая, когда этот человек идентифицирует себя с сильным, жестким
эгрегором. Например, директор крупного завода вполне может быть инфантильной
личностью, если он хорошо чувствует и пропускает через себя энергию
соответствующего эгрегора; тогда он идентифицируется со своим заводом и с
производственным процессом, и у него будет достаточно высокая самоценность. Но
как только он уходит на пенсию или по каким-то причинам его завод хиреет и
останавливается, у него возникает сильнейшая душевная проблема, связанная
именно с тем, что он теряет самоценность. Ценность его личности для него самого
резко падает, поскольку его завод (по сути – он сам) уже не производит столько
танков на душу населения, сколько производил раньше.
Самоценность инфантильной личности чрезвычайно непостоянна и находится
в прямой зависимости от ее эмоционального состояния. Если она находится на
гребне волны, то ее самоценность высока. Если она летит вниз – низка. Этот
человек совершенно спокойно с паузой в две секунды будет говорить: "Я гений! Я
ничтожество! Я ничего не стою! Я великолепен!" Он будет себя поочередно считать
подарком своим друзьям или, наоборот, тяжелейшей для них ношей. Он будет к вам
приходить, лучась счастьем, считать, что это – самое лучшее, что в вашей жизни
могло случиться, а уходя, он искренне будет извиняться за визит, не замечая
своей непоследовательности.
Самопознание. У инфантильной личности такого понятия не существует. Ей
это слово непонятно. Она понимает, что такое "я" – это ее имя, ее профессия, в
крайнем случае, мечта. Есть, например, у человека мечта: сесть за руль "волги".
Это, правда, мечта 60-х годов; сейчас иные идеалы – скажем, "мерседес". И
первый с этой мечтой идентифицируется. А самопознание – это для инфантильной
личности несуществующая категория. И лучше с ней этого вопроса не обсуждать.
Для этого человека в его личности никакого внутреннего содержания, отличного от
социальной персоны, просто нет.
Личность и мир. На эту тему я могу привести вам цитату из Иосифа
Бродского:
И восходит в свой номер на борт по трапу
|
|