|
Каждый человек, наверное, где-то инфантилен, где-то имеет черты подростковой
личности, в чем-то напоминает юношескую и т. д. Но именно где-то и в чем-то. А
основной пласт личности, основное его содержание довольно четко можно отнести к
одному из этих пяти уровней. И еще одно важное замечание: переходы личности с
уровня на уровень обычно сопровождаются большими кризисами, и тогда человек
что-то делает: идет к психологу, или к астрологу, или отправляется в одиночное
путешествие на яхте вокруг света.
В то же время разница между соседними уровнями велика – иногда она
кажется большей, чем между уровнями через один. Это похоже на ситуацию со
знаками Зодиака: кто-то из астрологов заметил, что каждый знак Зодиака – это
реакция на крайности предыдущего. Это довольно точное наблюдение. И тут тоже
что-то похожее: каждый тип личности в большой степени есть результат
преодоления самых актуальных, кричащих проблем предыдущего уровня.
А теперь – краткое описание уровней.
Первые два уровня – инфантильная и подростковая личности – отличаются
тем, что здесь есть лишь иллюзия "я". Это означает, что на следующих уровнях
развития человек обнаруживает, что его истинное "я" это совсем не то, что он
понимал под этим словом раньше, будучи инфантильной и подростковой личностью; в
то же время представление о "я", которое формируется у юношеской личности
(третий уровень), в дальнейшем уточняется и конкретизируется, но не
опровергается. У инфантильной личности иллюзия "я" имеет локально-каузальную
модальность, а у подростковой – локально-буддхиальную. Юношеский уровень можно
охарактеризовать как появление истинного "я", модальность которого я бы
охарактеризовал как локально-атманическую. Зрелая личность характеризуется тем,
что здесь "я" осознается и переживается как основной фокус или центр притяжения
жизни и всех жизненных программ; здесь модальность "я" – глобально-буддхиальная.
И, наконец, у интегрированной личности модальность "я" глобально-атманическая,
и оно становится основным содержанием жизни человека.
А теперь я перехожу к подробному описанию этих уровней. Ваша задача –
не только идентифицироваться с каким-то из них или понять, где вы находились на
разных участках вашей жизни, но и постараться поглубже войти в мои описания,
чтобы по признакам, которые я буду описывать, вы могли узнать других людей и
идентифицировать их уровни – например, для того, чтобы лучше этих людей
понимать и более адекватно с ними взаимодействовать.
Инфантильная личность
Самоощущение и самосознание. Основное содержание, или пафос жизни
инфантильной личности я бы охарактеризовал так: хаотичное блуждание во тьме. У
этого человека опоры в жизни нет. Каково его самоощущение? У него есть две
крайности. Первая – это атомарное самоощущение, когда он ощущает себя
мельчайшей частичкой Вселенной, оторванной от всего остального мира. Если вы
помните модальности эволюционных уровней, описанные в моей книге "Покрывало
майи, или Сказки для невротиков", то для инфантильной личности типична
муладхарная модальность, с которой атомарное самоощущение тесно связано. Этот
человек ощущает себя мельчайшей частичкой, которая почти никак не
идентифицирована. Он не может к ней приклеить никакого ярлыка. Он старается это
сделать (я потом буду говорить, как), пытается идентифицироваться, но у него
это не получается. У него нет устойчивой самоидентификации.
Второе его состояние – это, наоборот, вселенское состояние,
возникающее как отмашка психологического маятника. Если человек всего лишен, и
чувствует себя крохотной частичкой Вселенной, иногда у него в подсознании
встает протест против такого самоощущения, и, наоборот, появляется вселенское
ощущение: я и есть Вселенная. У него нет на это никаких оснований, но он, тем
не менее, себя так чувствует. И первый признак такого состояния (и инфантильной
личности как таковой) заключается в том, что в нем человек запросто говорит от
имени Бога – например, ничтоже сумняшеся заявляет, что воля Божья заключается в
том-то и том-то, что вот это Богу угодно, а вон то неугодно.
Если человек с чрезвычайной легкостью употребляет такие выражения, у
вас возникает естественный вопрос: а откуда он, собственно говоря, знает, что
Богу угодно, а что не угодно? Видно, что эта информация идет к нему не в
порядке особого мистического откровения, а, так сказать, на будничном уровне, и
никакого особого изменения состояния сознания у него не наблюдается. Надо
сказать, что у некоторых особо мистически одаренных людей бывают высокие
восхищения, когда человек действительно переживает единение с Богом, а потом
возвращается обратно с важной для человечества информацией и энергией. Но тут
видно, что ничего такого не было и как бы не подразумевается, но, тем не менее,
человек запросто говорит от имени Вселенной и ее Законов, отождествляет себя
чуть ли не с Богом-творцом. А через секунду он снова становится крохотной
частичкой, всеми обижаемой, подверженной воле волн и судьбой беспощадно гонимой.
Говоря на астрологическом языке, самоощущение идет по Томе, а
двойственное понятие это самосознание, и оно идет по Лилит. Самосознание – это
осознание себя уже не на уровне ощущения, а на уровне того или иного символизма.
Как же инфантильная личность осознает себя? Что такое "я" в ее понимании?
Если вы ей зададите этот вопрос, она скажет: "Какие проблемы? Я это я.
Все вокруг понимают, что я это то, что вы видите перед собой. В чем закавыка?"
Другими словами, этот человек придерживается плоского-социального взгляда,
который подразумевает, что личность есть некоторая социальная данность,
|
|