|
Внутреннее "я" уникально, то есть других таких нет. Есть другие люди, и у
каждого из них есть свое внутреннее "я", но они – другие, совсем не похожие на
его "я". Его "я" уникально. И ему не надо за это бороться, то есть момент
самоутверждения в смысле утверждения своей уникальности у этого человека
отсутствует. У него нет этой потребности. Он внутри себя знает, что он один
такой – знает тем самым знанием, которое не нуждается в доказательствах,.
Это не значит, что он в своих глазах очень хороший и замечательный, но
факт его уникальности для него налицо внутри и на лице снаружи. Это глубокое
внутреннее переживание, которому соответствует совершенно определенное
переживание внешнего мира и внешней судьбы. Он знает (и это знание опять-таки
дано ему в ощущении, непосредственно) что у него есть особый ритм судьбы и
индивидуальная миссия, Богом или миром лично ему предназначенные, лично ему
положенные, и здесь конкурентов у него нет. Конечно, в его жизни возможны
какие-то локальные соревнования, но что касается его жизненной миссии в целом –
он персонально на нее, так сказать, поставлен и точно знает, что она у него
есть, и ни у кого другого такой миссии нет. Она одна такая.
Чем отличается глубинное "я"? Прежде всего, своим особым взглядом на
вещи, взглядом на мир. Это то, как я смотрю на мир, как я его воспринимаю,
какие внутренние акценты я ставлю, и никто другой на мир так не смотрит. Кроме
того, внутреннее "я" определяет неповторимый стиль внешней и внутренней жизни.
Юношеская личность знает, что тот стиль жизни, который она предъявляет миру,
уникален, так что его никак не надо специально создавать и прорабатывать: он
дан ей бесплатно, по праву рождения. У других людей возможно, тоже есть свои
стили, но они – другие.
С чем можно сравнить внутреннее "я" юношеской личности? Образ, который
пришел мне в голову, это ключ, бьющий из бездонного подземного источника. Ключ
небольшой, слабенький. Остальной природный пейзаж его поглощает, ключ не
занимает в нем сколько-нибудь существенного места. Но этот ключ уникален и
через него идет связь человека со всем миром. Юношеская личность ощущает себя
единосущной миру; ей понятен принцип индийской философии, утверждающий
тождество Атмана (индивидуального духа) и Брахмана (Мирового духа). Одно из
распространенных восточных сравнений таково: Брахман – это солнце, а Атман –
это его отражение в капельке воды. И у этого человека есть похожее ощущение,
что он отражение всего мира, то есть микрокосм.
Все, что я рассказываю, переживается человеком исключительно
положительно. Я думаю, что вам это понятно: юношеская личность освобождается от
громадной ноши установления доказательств своей внутренней и внешней
уникальности, неповторимости своих связей с миром и роли в нем, устойчивости
своего бытия.
Есть люди, у которых это ощущение есть с самого рождения, с момента,
когда им исполняется год или два, когда появляется самосознание, когда они
говорят "я". Прямо с самого этого момента у них точно такое самоощущение. Тогда
вы смело строите этому клиенту карту на третий уровень личности (как это
делается, я буду рассказывать несколько позже) и ее интерпретируете.
Но так бывает редко. По большей части это самоощущение приходит как
результат долгого и мучительного тотального кризиса жизни человека на
подростковом уровне личности, когда резко рушатся все его фантомные ценностные
опоры, и человеку кажется, что он летит в кромешную тьму, и он некоторое время
через нее летит, а потом обнаруживает истинный фундамент своей личности и
своего бытия, животворный ключ внутреннего "я". И эти переживания приходят к
нему и изнутри, и снаружи одновременно. У юношеской личности нет большой
дистанции между внешним и внутренним миром, они сопряжены друг с другом многими
связями.
Мироощущение. Для юношеской личности характерны целенаправленные поиски
пути, то есть у нее есть чувство направления, своего рода путеводная звезда,
которую она ясно видит, но эта звезда обладает недостаточной яркостью, чтобы
осветить ее конкретный жизненный путь.
У этого человека есть устойчивое ощущение бытия в этом мире. У него
есть корень, который абсолютно ни от чего не зависит, и который не меняется со
временем. Но у него нет определенного пути, направления развития, которое было
бы подсвечено его внутренним "я", его личностью. И поэтому то, что с ним в
жизни происходит, он склонен в большой степени обесценивать, чувствуя, что его
истинное "я" – это что-то другое, что оно не манифестируется ни его ценностями,
ни его талантами, не конкретными событиями его внутренней и внешней жизни, а
представляет собой что-то совсем другое. И это другое он воспринимает сугубо
интуитивно, не находя отчетливой связи между своим внутренним "я" и всей
остальной жизнью.
Самосознание. У этого человека есть разделенность. С одной стороны, он
ощущает себя как некоторую духовную сущность, он слышит в себе тихий внутренний
голос, который для него есть голос окончательной истины; если этот человек
воспитан в религиозной культуре, для него ощущение внутреннего "я" может быть
интимным религиозным чувством, когда человек ощущает прямую связь с Богом, и
может разговаривать с Ним напрямую. Но кроме того, что у него есть духовная
сущность или он слышит голос своего Бога, у него есть еще и второй план, а
именно, вся остальная его жизнь (убеждения, ценности, позиции, поток событий и
т. д.), и эти две сферы его жизни для него разделены.
Его внутреннее "я" похоже на звезду, которая дает направление, но не
дает освещения: оно возникает лишь на следующем уровне (зрелой личности). А
здесь пока освещения нет. Здесь есть лишь тихий внутренний голос, который
говорит человеку зачастую лишь чересчур абстрактные вещи. Он дает лишь
|
|