|
сегодня, распадется завтра. Он, собственно, и усилий даже таких не принимает.
Когда в нашей стране в начале 90-х годов начался кризис и все газеты хором
закричали: "Россия гибнет, Россия распадается, идут сплошные волны хаоса,
ничего делать нельзя", – с психологической точки зрения это означало переход
общественного сознания с подросткового уровня на инфантильный. Однако какая-то
часть населения, наоборот, поднялась на юношеский уровень развития личности.
Вообще надо сказать, что в нашей стране были и гораздо более тяжелые
периоды, чем то, что происходило в 90-е годы. Но то, что резко и качественно
изменилась социальная обстановка и идеологическая среда, привело к тому, что
часть населения, а особенно та, которая формирует общественное мнение, – то
есть, попросту говоря, интеллигенция, по идее являющаяся рупором общественного
подсознания, – растерялась. И свою собственную деградацию, свою неспособность
осмыслить происходящее выдала за деградацию страны.
Потому что, в конце концов, падение производства на несколько десятков
процентов – это не есть деградация народа, это нечто совершенно другое. А
фактически произошла деградация архетипической "интеллигентной" личности, что
напрямую ни с эволюционным уровнем народа, ни с экономикой не связано. Однако я
думаю, что в последующие годы, в начале следующего тысячелетия, культура в
России резко пойдет вверх. И экономика, вероятно, тоже, хотя и медленне, чем
хотелось бы – но реально нас больше всего тормозит собственное сознание.
Однако я возвращаюсь к подростковой личности. У нее появляется идея
комплементарности, которую мы с вами уже несколько раз обсуждали. У нее
появляются цели, возникает идея законченного сюжета, идея средств, которые
нужны для того, чтобы что-то сделать – и в этом ее качественное отличие от
инфантильной личности. Если вы разговариваете с инфантильной личностью,
например, с ребенком, и объясняете ему какую-то долговременную программу –
скажем, он хочет дорогую игрушку, а вы начинаете ему объяснять, что для того,
чтобы ее купить нужны средства, которыми вы сейчас не располагаете, и которые
можно, но трудно собрать, и для этого необходимо провести определенную
программу экономии и самосовершенствования – он вас не понимает. Он не то,
чтобы не хочет вас понять, он вас не понимает. У него другой уровень личности.
В его реальности никаких долговременных программ просто не существует. Если
человек инфантильного уровня говорит вам, что он хочет того-то, а вы ему
задаете вопрос: "А есть ли у тебя средства, возможности для достижения этой
цели?" – он смотрит на вас с абсолютным непониманием. Он скажет: "А мне бы
никогда в голову не пришло так поставить вопрос!" И действительно не приходит.
И идея о том, что вы можете его поднять на подростковый уровень, довольно
спорна: может, иногда на короткое время и сможете, но это будет, скорее,
свидетельствовать об эластичности его психики, а не о том, что вы действительно
взяли и подняли его личность на целый уровень. Он, скорее, вам удачно подыграл
– а это возможно на любом уровне личности.
Во внешнем мире подростковая личность мыслит себе различные роли, но не
одну Роль. Единой роли, в которой она выступает в своей жизни, у нее нет, и она
даже не представляет себе, что такое возможно. У нее нет этой идеи. Однако она
понимает, что в ее жизни – внешней и внутренней – есть относительно устойчивые
куски реальности, с которыми можно что-то сделать.
И она это делает. А почему она берет на себя те или иные роли, она вам
не объяснит. И ее судьба в целом видится ей как в тумане. Она не понимает, что
у человека есть судьба в смысле энтелехии, как у Джин Хьюстон, то есть в смысле
единого направления жизни, которое подчиняет себе все ее сюжеты. У подростковой
личности такой идеи нет. У нее есть понятие судьбы как дискретного набора
сколько-то длящихся сюжетов, которые друг с другом связаны лишь формально или
вообще никак не связаны.
У этого человека есть желание что-то сделать, и он нередко ощущает силу,
которая его ведет, но она не слишком глубока. Ее хватает на отдельный отрезок
его жизни, а потом она кончается и уходит без остатка. Глобальной энтелехии у
него нет.
Вспомните триаду качеств, характерных для личности инфантильного
уровня: это стихийная наглость, безответственность и рабство. У подростковой
личности эти качества трансформируются в следующие: официальная корректность,
ограниченная ответственность и феодализм.
Связи с эгрегорами. Эта тема имеет внешний и внутренний аспекты. В целом
можно сказать, что подростковая личность способна как-то осмысливать эту тему.
Она не марионетка, обладающая нулевой массой, которую можно в любой момент
двинуть куда угодно, и которая не может проводить никакой собственнной
программы. Наоборот, у нее есть определенный потенциал, и она может проводить
длительные внешние и внутренние программы действий.
Поэтому эгрегоры обращают на этого человека особое внимание. Его надо
привлечь, его нужно заманить, его нужно нагрузить и некоторое время на нем, как
на ишаке, что-то везти. А потом его нужно с почетом проводить на пенсию – по
крайней мере, так просто от него не избавишься. Эгрегоры это чувствуют, поэтому
у них идет специальная обработка каждой приглянувшейся им подростковой личности.
Те, кто всерьез занимался сетевым маркетингом, меня хорошо поймут.
У каждого эгрегора есть определенный отдел рекламы, который занимается
тем, что подбирает себе кадры для длительной работы. И вот этот отдел рекламы
начинает данную подростковую личность обольщать, причем обычно это делается
одновременно и снаружи (во внешнем мире), и изнутри, то есть прямо в психике
человека. Снаружи как бы случайно складываются обстоятельства, к человеку
приходит интересная информация, складывается соблазнительная социальная
ситуация, – а внутри, то есть в его внутреннем мире (неизвестно, почему)
|
|