|
внешним и внутренним миром.
Внешний мир воспринимается подростковой личностью как объективно
существующий, так что, как правило, влиять на него можно только своей прямой
волей и откровенной силой личности. Здесь характерна примерно такая логика Если
ты хочешь быть в безопасности, то выходя на улицу, клади в карман нож или,
лучше, пистолет. Что ты при этом внутри себя чувствуешь, каковы твои мысли и
чувства – дело десятое. Вот пистолет реален, он тебя защитит. Или, если это
женщина, то ее защитит уверенное в себе, красиво накрашенное лицо. Она знает:
это – оружие. Когда такое лицо направлено на соответствующий социальный слой –
все разбегаются в стороны или от восхищения падают в художественный обморок. А
ее внутреннее состояние при этом ощущается как несущественное.
Что же происходит во внутреннем мире подростковой личности? Там
начинается процедура упорядочения. У инфантильной личности внутри – полный хаос,
там внутреннего мира нет, там есть внутреннее пространство, которое ею
совершенно неуправляемо и неосознаваемо. Подростковой личности свойственно
упорядочение своих желаний, даже упорядочение мыслей – по крайней мере, она
учится те и другие частично подавлять. И это очень важно – на этом уровне
человек учится подавлять свои желания, вытеснять мысли, которые он считает
неправильными. Кроме того, он учится делать паузы во внутреннем мире, отделяя
желание от намерения. Здесь между ними становится возможной пауза.
Но он делает это грубо, так что становится вероятным объектом
последующей психотерапии в стиле психоанализа. Он вытесняет свои мысли, чувства,
желания и намерения и полагает, что они пропали, а о том, что они при этом не
исчезают вовсе, а сохраняются где-то в глубине его психики, у него мысли нет.
Однако в его внутреннем мире образуется некоторая устойчивость. Более
того, у него формируются определенные жизненные позиции и взгляды, возникают
устойчивые ценности и внутренние роли, хотя и плохо им управляемые и плохо
стыкующиеся друг с другом. И человек не ставит их согласование своей целью.
Например, он вполне допускает, что у него есть несколько разных жизней,
несколько разных образов "я", которые он использует, общаясь со своими друзьями,
взаимодействуя дома с разными членами семьи и функционируя на своей работе.
Все эти роли для него как бы независимы, они могут подразумевать
совершенно разную этику, совершенно разную психологическую акцентуацию. И они
могут существенно противоречить друг другу. Но этот человек не ставит себе
целью выяснить: что же такое есть его "я" на самом деле? Какой я настоящий?
Этих вопросов перед ним не стоит. Он идентифицируется с той ролью, что он в
данный момент исполняет, с той программой, в которой он в данный момент
участвует. А то, что другие программы существуют и постоянно (как и материал,
вытесненный в подсознание) на него влияют, он не осознает и об этом не думает.
Для него возможна позитивная работа по выработке основных добродетелей
и подавлению своих, как он считает, дурных наклонностей. Но все это делается
достаточно прямолинейно и прагматично. Обычно у него есть конкретные цели, ради
которых это делается. Например, у А. Чехова есть рассказ о том, как студент
учит разбогатевшего купца приличным манерам. И, в частности, учит его пить не
водку, а коньяк – из надлежащих рюмочек. А ему этот купец возражает: "Не могу я
коньяк пить! Душа не принимает! Мне бы водочки стаканчик!" На что студент ему
отвечает: "У вас вкус грубый, но здоровый."
И это очень типично для подростковой личности. У нее вкус грубый, но
здоровый. И ее психическое здоровье используется ею для преодоления отдельных
сложных и напряженных отрезков жизни. Этот человек может, например,
организовать свой бизнес, не очень разбираясь в тонкостях человеческих
отношений, и действуя, так сказать, грубой силой, положив в карман револьвер, а
под кровать – ящик с гранатами. И потом, выйдя на следующий уровень личности,
он, может быть, будет вспоминать себя самого в прошлом с некоторым ужасом. Как
сказал в возрасте сорока лет кто-то из великих писателей: "Я бы себе
двадцатилетнему руки не подал". Однако на втором уровне личности приобретается
определенный опыт, который пригодится позже, особенно на четвертом уровне.
Восприятие внешнего мира. Вообще, в очень большой степени все мои
старания, когда я пишу книги или читаю лекции, направлены на то, чтобы люди
лучше понимали друг друга, потому что у каждого человека есть глубоко
запрятанное внутри ощущение, что другие люди таковы же, каков он сам, и, в
частности, видят мир и других людей, точно так же, как видит он. Однако в
действительности видение мира у разных людей качественно различается.
И если вы не обратите внимание на уровень личности, то вы с человеком
точно не найдете общего языка. Например, для инфантильной личности мир
совершенно хаотичен, а для подростковой – отчасти упорядочен и во многом
предсказуем – по крайней мере, в знакомых ей ситуациях, когда разворачиваются
знакомые ей программы. У нее могут быть, конечно, какие-то локальные
неожиданности, но в целом основные сюжеты, в которые она погружена и которые
она ведет, для нее предсказуемы. Более того, она сама предсказуема для других
людей. Предсказуема в хорошем и в плохом смысле. Но, во всяком случае, исключая
моменты сильных кризисов, этических перестроек и переходов от эгрегора к
эгрегору, когда этот человек ни для кого не предсказуем, он довольно
последователен в своем поведении. И хорошие знакомые, друзья, и сотрудники
могут сказать, как он будет себя вести в тех или иных положениях.
Другими словами, он воспринимает мир как достаточно устойчивый для того,
чтобы в нем можно было играть определенные роли и проводить последовательные
программы, завершающиеся позитивным результатом.
Человек инфантильного уровня личности воспринимает мир совершенно не
так. Он считает, что никаких программ вести нельзя, и что то, что он начнет
|
|