|
эгрегор, и подсознательно чувствует это на любом уровне развития личности.
Поэтому подростковая личность вполне может прийти к психотерапевту с
такой жалобой: "У меня все хорошо, дети выросли, на работе все успешно, а я
себе места не нахожу. Нет у меня ощущения должной самореализации." А проблема
связана с неправильной самоидентификацией: этот человек идентифицирует себя с
конкретными программами, которые он ведет, а его истинная самоидентификация
глубже и значительно менее рациональна. (Последнее относится к человеку любого
уровня развития личности.)
Здесь происходит подъем, о котором я вам уже говорил: человек, находясь
на втором (подростковом) уровне, краешком глаза подглядывает на четвертый
уровень, на котором находится зрелая личность, в чем-то похожая на подростковую,
но с той разницей, что все ее программы, подсвечены внутренним "я", то есть
санкционированы изнутри; у зрелой личности есть ощущение, что каждая программа,
которой он занимается, дает ей прямые возможности для самовыражения и
самореализации. А подростковая личность очень хотела бы, чтобы у нее было так,
но по неясным для нее причинам у нее это не получается.
В какой-то момент у подростковой личности обязательно возникает
ощущение, что ее "я" это совершенно не та часть ее психики, которая ведет ее
жизненные программы. Иногда она идентифицируется со своими программами, а
иногда у нее идет резкая отмашка и возникает ощущение, что они не имеют
никакого отношения к ее истинному "я". "Я прихожу на работу, вроде все знакомые
и место родное, но я-то тут причем?" Такое ощущение означает, что проснулось
внутреннее "я" и говорит человеку: "Это твои роли, но это не ты сам."
Внешний и внутренний мир подростковой личности как-то коррелированы,
между ними есть определенная взаимосвязь, но зависимы они слабо, причем эта
зависимость ощущается человеком лишь в самых очевидных, грубых моментах:
например, он признает, что если у него во внешней жизни все сильно
неблагополучно, то и во внутреннем мире будет угнетенное состояние.
Он согласен с тем, что бытие определяет сознание (в том смысле, что
человеку свойственно думать о том, что с ним и вокруг него происходит), а цель
определяет результат, то есть что человек, у которого есть определенный
потенциал, может добиться желаемого результата путем сосредоточенных усилий; у
него есть внутреннее ощущение, что если он поставит себе цель и выделит
достаточное количество внутренних резервов, то он соответствующего результата
достигнет. Другими словами, он осознает и признает самые грубые связи между
внешним и внутренним мирами; однако чуть более тонкие моменты от него
ускользают.
К этим тонким моментам относится, в частности, символическая
взаимосвязь между внешним и внутренним мирами. Это ситуация, когда один и тот
же символ появляется у человека и внутри, и снаружи, и человек понимает, что он
связывает внешнюю и внутреннюю реальности. У подростковой личности этих
ситуаций практически нет, или мысль о подобных символах и связях она относит к
предрассудкам или к глупым суевериям или приметам, в которые она верит и не
верит одновременно, как большинство людей относится к гороскопам в колонках
газет: "Вроде, что-то в этом есть, и я радуюсь, когда есть совпадения с тем,
что написано, но когда совпадений не происходит, я понимаю, что в серьезных
делах на это полагаться никак нельзя." И всерьез уверовать в символическую
систему, связывающую ее внешний и внутренний миры, подростковой личности сложно.
Для этого человека характерно такое расслоение: у него есть внешний мир,
которым он занимается, прикладывая к этому много сил, и у него есть внутренний
мир, которым он тоже занимается, прикладывая душевные силы, но эти два мира
очень слабо друг с другом связаны.
Например, это могут быть: с внешней стороны – нелюбимая, но необходимая
работа, а с внутренней – увлекающее его хобби, которым человек занимается,
внутренне глубоко переживая то, что он делает, но никак не пытаясь воплотить
это вовне. Скажем, он строит себе фантастический мир, населяет его придуманными
людьми и в своем воображении плотно с ними занимается. Или это могут быть не
совсем им придуманные персонажи, а образы реальных знакомых, но существенно им
видоизмененные. Это очень типично для подростковой личности: выстраивание
внутреннего образа человека (себя самого или другого), очень сильно
отличающегося от внешнего образца.
Вот типичный пример. У матери вырастает ребенок. Мальчику уже двадцать
лет, а она по-прежнему смотрит на него через призму того, каким он был, когда
только что научился ходить. Представьте себе реально, что происходит у нее в
сознании? Попробуйте провести такую работу: все проявления двадцатилетнего
юноши перенести на годовалый возраст. Что у вас получится? Причем проявления
буквально все, а не то, что некоторые. Получится такой очень интересный
годовалый младенец.
И представляете, какое негодование эта женщина вызывает у своего сына,
когда ее взаимодействие с ним идет через призму этого образа? Он будет кричать,
этот двадцатилетний юноша: "Ну когда же ты начнешь воспринимать меня всерьез?
Когда же ты наконец поверишь, что я способен сделать что-то самостоятельно?"
Как эти слова прозвучат в ушах его матери, представляете? Я могу предположить,
что у нее возникнет зрительный образ, что ее годовалый сын бежит к ней
навстречу, но в последний момент теряет равновесие, падает, больно ушибается и
громко плачет от боли. И ей страшно хочется взять его на руки, погладить по
головке и укачать.
Другими словами, смысл его слов ею не воспринимается вообще, до нее
доходит лишь их эмоциональная составляющая. Вот это и есть расхождение между
|
|