|
неправильной выработки этической системы (неправильной не по отношению к
внешней реальности или к эгрегору, а по отношению к своему внутреннему "я",
которого человек не чувствует), подростковая личность не в состоянии
интегрироваться и найти выход из сложных для себя ситуаций на жизненных
переломах и на эгрегориальных стыках.
Я не хочу сказать, что у подростковой личности нет внутреннего "я".
Оно есть, но оно человеком не осознается и не чувствуется – и то же самое
относится и к инфантильной личности. Но вследствие того, что человек его не
чувствует и не принимает во внимание, он сам себе создает ложную этическую
ситуацию и плохо состыкованные, несанкционированные его внутренним "я"
программы, которые через некоторое время ломаются. И вот он приходит,
предположим, к вам на консультацию и говорит: "Вот, господин психолог, у меня
болезни, у меня личные и жизненные неудачи". А вам не хочется его лечить. Вам
не хочется, чтобы у него получалось то, что, по его словам, у него не
получается. Вы понимаете, что его ломает его собственное внутреннее "я". Оно не
дает ему идти по тем программам, которые он произвольно себе назначил или
которые определены ему теми или иными эгрегорами, но не санкционированы его
внутренним "я". Это сложное положение – сложное для консультанта, потому что
фактически по ситуации он должен бы выступить в роли практического духовного
учителя, но клиент его об этом вовсе не просил и в позицию духовного ученика не
становился. Я, однако, сейчас на этой теме останавливаться не буду, я просто
обращаю на нее ваше внимание. Этот человек еще не может ощутить своего
внутреннего "я", а тупик у него обусловлен неправильной этикой. Объяснять
человеку второго уровня личности, что у него этика неправильная – это себе
дороже. Кому-то это можно иногда аккуратно пояснить – например, юношеской
личности. А здесь вас, скорее всего, слушать не станут. Вспомните, как очень
точно выразила свою позицию героиня фильма "Москва слезам не верит": "Не учите
меня жить! Лучше помогите материально."
Самовыражение. Если на инфантильном уровне самовыражение идет спонтанно,
здесь и сейчас, то есть человек выкладывает на бочку то, что в нем есть в
данную минуту, то у подростковой личности самовыражение гораздо более глубокое.
На первый взгляд, оно даже может быть довольно конструктивным, например, идти
через программы деятельности, строительство чего-либо. У этого человека
происходит идентификация со своими программами, и через них же идет и его
самовыражение.
Например, он учится в институте, становится специалистом в области
строительства. Он начинающий, но уже знающий инженер. Потом он сколько-то лет
работает, становится квалифицированным инженером. Потом он строит большой
красивый полезный и не очень дорогой мост, и в этом строительстве выражает свое
"я".
Однако он выражает себя не только во внешней деятельности. Он строит
внутреннее пространство. Он способен к освоению культуры, как на дилетантском,
так и, может быть, на профессиональном уровне. Он способен проводить длительные
программы собственного обучения. Если это школьник, то он ставит себе задачу,
предположим, исправить двойки, полученные в последней четверти. И в следующей
четверти он эти самые двойки исправляет. Это в большой степени внутренние
усилия, и в них заключено его самовыражение. И это надо понимать, если вы
хотите с этим человеком правильно строить отношения и корректно им управлять.
Если он уже находится на подростковом, а не на инфантильном уровне, надо
включить его самовыражение: например, объяснить своему сыну-школьнику, что его
дневник без двоек – это его красивый портрет, как бы очередная фотография. И он
это поймет.
Типичная инфантильная личность описана Н. Гоголем в образе одного из
героев "Мертвых душ" помещика Ноздрева. Однако и он поднимается в глазах автора
на уровень подростковой личности. В какой момент Ноздрев скрывается на две
недели – что для него совершенно несвойственно – у себя в доме, и наносит
большой, тончайший, невидимый крап на талию, то есть на систему из двух
карточных колод, и утверждает, что вот уж эта талия его никогда не подведет. Он
обыграет всех. Этот эпизод отражает поднятие героя на подростковый уровень
личности и соответствующее его самовыражение.
Самореализация. Для подростковой личности понятие самореализации
приобретает смысл. На инфантильном уровне самореализации как таковой нет. Там
есть лишь локальное самовыражение – и все. А самореализация это нечто
глобальное. И у подростковой личности она идет, как человек это сам себе
представляет, через эффективные им проведенные программы деятельности – или
внешней, или внутренней.
Эта самореализация может выглядеть чрезвычайно эффектно. Вот народный
артист республики, или генерал танковых войск. То есть человек уважаемый. Или
примадонна, которая каждый день получает овации своих поклонников, не считая
ворохов писем, которые выбрасывает, не читая. Тем не менее, копни этого
человека чуть поглубже, и вполне может оказаться, что самореализации в глубоком,
самом важном для него смысле у него нет. И поэтому ему нужна постоянная
поддержка в виде аплодисментов публики или лести подчиненных, но это – негодная
психологическая компенсация. Программа, с которой человек идентифицировался,
реализована – да, это так. Но реально он где-то в глубине души чувствует, что
он есть нечто большее, чем та роль, которую он на себя взял. Может быть, у него
идет идентификация с каким-то эгрегором. Например, он возглавляет область науки,
занимает ведущий пост в производстве и ощущает себя этой наукой или
производством. Но эта идентификация с социальным эгрегором не только
поддерживает подростковую личность – она ее и унижает. Человек больше, чем
|
|