Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Авессалом Подводный :: Психология и астрология :: Часть 2 - ЭВОЛЮЦИЯ ЛИЧНОСТИ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 93
 <<-
 
идентифицирует себя с достаточно высоким архетипом, который этим самым словом и 
называется: ПЛОХОЙ. Я думаю, всем вам знаком такой архетип. 
        И эта самоидентификация очень хорошо приклеивается к психике.
        Работая с человеком, вы думаете, что вы работаете с его проблемой? 
Ничего подобного! Вы думаете, что вы работаете с его сюжетами? Ничего похожего! 
Вы думаете, что вы работаете с его самооценкой? И это тоже не так. Самооценка 
ниже самоидентификации. Самоидентификация – это самое главное, самое 
центральное, что вообще есть у личности. И если ее самоидентификация идет по 
архетипу "ПЛОХОЙ", то, пока вы не снимете этой самоидентификации, ничего 
существенного для этого человека вы не сделаете – потому что все, что 
происходит, для него попадает под эту этикетку.
         И если проблема человека заключается в неправильной самоидентификации, 
то надо с ней и работать. Другое дело, что вы можете работать с ней косвенно, 
не навязывать ее прямо. Но в вашем сознании вы должны работать именно с этим, 
потому что никакая другая работа здесь не поможет. Самоидентификация – это 
самый фундамент психики. "Что такое "я"?" – что может быть важнее этого 
вопроса?
       Самомнение и самооценка. Самомнение – это острая тема, и ее можно 
понимать по-разному. Например, Иисус Христос говорил, что Он – сын Божий, но 
методически неправильно считать, что у него была завышена самооценка. Это не те 
категории. Если вы христианин, вы скажете, что да, так и есть. Если вы 
приверженец какой-то другой религии, то, возможно, вы считаете, что Иисус 
существовал как историческое лицо, считал себя сыном Божьим, но в этом ошибался.
 Это тоже точка зрения, которая, глазами психологии, имеет право на 
существование.
        Но говорить, что у Христа была чересчур высокая самооценка – 
неправильно. Утверждение своей прямой родственной связи с Богом само по себе не 
есть признак высокого самомнения. Это некоторый внешний факт, который или имеет 
место, или не имеет места. Самомнение это что-то другое. Самомнение это 
качественная оценка человеком самого себя, его мнение о своих качествах, и с 
психологической точки зрения важно не то, правильно это мнение или неправильно 
(это всегда во многом субъективно: в одном круге, допустим, этот человек 
пользуется авторитетом, в другом круге, наоборот, он полное ничтожество, или 
вообще его никто не знает). С психологической точки зрения важно понимать, на 
что опирается самомнение. 
        У каждого человека есть какое-то мнение о себе. Оно может опираться, 
например, на его конкретное поведение в тех или иных ситуациях, на его успехи 
или неудачи. Оно может опираться на референтную среду, то есть на мнение 
уважаемых им людей. У каждого человека есть какой-то круг значимых для него 
людей, чье мнение для него существенно, в том числе и их мнение о его персоне. 
Кроме того, у каждого человека есть внутренний мир, внутреннее пространство, в 
котором идут постоянные процессы и возникают состояния, существенно влияющие на 
его самооценку. Часть из них он считает поверхностными и случайными, а часть из 
них он полагает для себя истинными.
        И эти субъективные состояния, в которых формируется самомнение, 
чрезвычайно важны для человека и представляют принципиальный интерес для 
психотерапевта. Например, человек говорит: "Я – ничтожество, никуда не гожусь!" 
Терапевт его спрашивает: "А ты, вообще, давно к этому выводу пришел?" Тот ему 
отвечает: "Раз в неделю прихожу" – "А в последний раз когда ты пришел к этому 
выводу?" – "Как же, как сейчас помню! Пришел из школы, учительница поставила 
двойку, мать обругала, послала в магазин, потом в магазине чего надо было – не 
было, я пошел в другой, потом потерял деньги, потом мне устроили выволочку, а 
потом вечером я сел и стал думать, какой я. И пришел к выводу, что никуда не 
гожусь." – "Хорошо, а теперь вспомни, что было в прошлый раз, когда ты думал о 
том, каков ты, составлял свое мнение о себе? Вспомни тот случай." Мальчик 
начинает вспоминать, и терапевт видит, что прошлая ситуация была построена по 
той же схеме: угнетения, неудачи, последующее уединение и появление внутреннего 
"демона", который и формирует тотально негативное самомнение ребенка. 
        Я думаю, что такого рода эффекты, пусть не столь откровенно, 
наблюдаются у всех людей: другими словами, ситуации, в которых оформляется 
самомнение человека, представляют собой весьма узкий спектр его жизни, причем 
узкий не только по самим ситуациям, значимым для самооценки, но и по 
характерным для них модальностям.
        И в связи с этим я предлагаю вам такое упражнение. Вспомните внешние 
ситуации, когда формировалось ваше самомнение, и то, на что они опирались. И 
подумайте, каковы были эти ситуации, и каковы были модальности, в которых вы 
тогда оказывались. Вспомните, как вы тогда переживали и оценивали ситуации и 
самих себя: локально, глобально, по-иньски, по-янски и т. д. – из известного 
вам спектра модальностей.
         
        Когда вы видите другого человека, чье самомнение вас не устраивает, 
смотрите внимательнее, слушайте внимательнее, что и как он говорит. Потому что 
люди, как правило, довольно неудачно и неадекватно выражают свое мнение о себе. 
Например, человек в локальной модальности говорит, какой он замечательный: 
"Представляете, я знаю слово, у которого подряд три буквы "е" есть! Но не на 
конце ("длинношеее" все знают!) – а вот, в середине! А вы знаете такое слово? 
Змееед!"
        Этот текст может вызвать у вас некоторое раздражение, если вы не 
обратите внимания на его локальную модальность. Вы, скорее всего, услышите за 
этими словами короткое глобальное утверждение: "Я умный!" или "Я – знающий". Но 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 93
 <<-