|
определенный уровень личности, на котором он устойчиво находится. Иногда он
соскальзывает вниз (особенно, когда идут острые ситуации, к которым он не
подготовлен), иногда, очень редко, у него идут кратковременные подъемы вверх,
но эти подъемы совершенно не означают, что человек реально поднимается на
соответствующий уровень.
Более того, на каждом уровне у человека в какие-то моменты возникает
иллюзия, что он находится на два уровня выше. Я подчеркиваю, не на один, а на
два. Инфантильная личность порой ощущает себя юношеской, подростковая – зрелой,
юношеская – интегрированной. Более того, инфантильная личность нередко имеет
мироощущение, близкое к интегрированной личности, то есть она скачет на четыре
этажа вверх. И слова, которые произносятся высокими духовными учителями по
поводу того, каким надо быть, относящиеся к интегрированной личности,
инфантильной личностью воспринимаются как стопроцентное попадание: ей кажется,
что это все про нее.
Для того, чтобы это стало лучше понятно, я даю вам подробные,
развернутые описания. Однако они имеют не только психологические, но и
астрологические приложения: в зависимости от уровня личности следует совершенно
по-разному строить и интерпретировать дуговые аспекты гороскопа, и это – тема
следующих моих лекций (см. часть 3 "Астрология для психологов").
А сейчас я даю вам срез, как бы перпендикулярный астрологическому. Из
астрологической карты вы не можете почерпнуть сведений о том, каков уровень
личности человека (хотя бы потому, что в течение жизни этот уровень иногда
меняется, а карта рождения неизменна). Впрочем, по карте невозможно определить
многие вещи, не только уровень личности. Например, в один и тот же момент
времени (и в одной местности) родились курочка Ряба и медведь Топтыгин,
проклюнулся дубок, организация "Мир и человек на стыке веков" была
зарегистрирована муниципалитетом. Все эти карты работают и интерпретируются
совершенно по разному в соответствии с той конкретной информацией, которая у
вас есть про, соответственно, животное, дерево, организацию, человека и т. д. И
эта конкретная информация с карты не считывается.
Самопознание подростковая личность понимает в обычном смысле, как
учитель понимает познание души школьника: для него это выявление и развитие
талантов и добродетелей, и обнаружение возможных скрытых пороков. И то же
относится и к внешнему миру: этот человек познает себя в различных социальных
программах. Он идет на одну работу, на другую работу, чему-то учится, участвует
в каких-то предприятиях, путешествует, узнает свою реакцию на различного рода
сложные длительные ситуации и смотрит, какие черты характера в нем при этом
проявляются.
При этом у него идет понимание своей личности как чего-то многогранного,
но не имеющего центра. Центр появляется лишь у юношеской личности, а здесь
пока еще никакого центра нет и не предвидится.
Но, тем не менее, опыт, который человек получает на втором уровне,
также как, кстати говоря, и на первом, очень для него важен. В прошлый раз я
рассказывал вам о инфантильной личности – не знаю, насколько образ, который я
вам нарисовал, был для вас обаятельным, может быть, я или вы больше обращали
внимание на его теневые стороны. Для окружающих инфантильная личность может
быть весьма неудобной. Но сама для себя она очень непосредственна. У нее
многому можно поучиться. Подростковая личность во многих отношениях
противоположна инфантильной, она чересчур серьезна, ведет свои программы и
ведет – у нее чересчур много Сатурна.
Однако опыт каждой из этих личностей понадобится на стадии интеграции
личности, но об этом я расскажу несколько позже.
Я возвращаюсь к теме самопознания подростковой личности. Как мы помним,
модальность, в которой она существует, буддхиально-локальная. Это человек,
жизненный путь которого представляет разрозненные отрезки, на каждом из которых
у него формируется своя субличность, но эти субличности плохо друг с другом
скоординированы, то есть какие-то сопряжения, конечно, есть, но для человека
недостаточны.
Это уровень, когда человек ясно чувствует, что инфантильное
мировоззрение нехорошо, поскольку оно не дает ему никакой опоры. У инфантильной
личности, как вы помните, идет самоидентификация с данным моментом времени: я
есть то, чем я в данный момент занят. Подростковая личность ищет более
существенную опору, и эта опора ею находится, но она тоже, как выясняется в
последствии, фальшивая. Эта опора заключается в том, что человек идентифицирует
себя, свое "я", свою личность с теми или иными жизненными программами или
ролями, которые он берет на себя. Но при этом у него все же нет глубинной
внутренней поддержки, то есть глубокого убеждения в том, что данная роль или
программа это именно и есть его личность. Это, впрочем, не означает, что у него
никогда не возникает ощущения, что он нашел реальную опору. Иногда ему кажется,
что самоидентификация и опора найдены. Но копни его чуть глубже или создай ему
экстремальную ситуацию, в которой заколеблется его ценность или жизненная
программа, с которой он идентифицировался, и он почувствует, что она подобна
(может быть, большой и толстой) льдине, которая движется по реке, колышется на
воде и в любой момент может перевернуться. И глубинной опоры у него на самом
деле нет.
Личность и мир. Как подростковая личность ощущает себя в мире? У нее
есть ощущение локальной включенности в мир, то есть ей кажется, что она не
отделена от мира, она выполняет в нем какую-то программу, ей свойственны
какие-то функции. Но при этом глобально она от мира отделена, то есть у нее нет
|
|