|
наблюдается как бы двуслойность "я". У нее внутри есть буддхиально-ценностной
образ, включающий в себя ее текущие ценности, позиции, убеждения и длительные
жизненные программы, и есть, кроме того, внешний образ, который она предъявляет
другим людям. И эти два образа – внутренний и внешний – она для себя отчетливо
различает.
Другими словами, этот человек различает то, как он мыслит самого себя и
то, как он предъявляет себя окружающим. И для него это разница существенна. И,
что не менее важно (как всегда, судим по себе), аналогичное мнение у него есть
и относительно других людей. Он видит или, по крайней мере, предполагает в них
глубину. Он понимает, что за внешней оболочкой у них есть еще что-то – например,
ценностная структура. Он априорно предполагает, что у другого человека есть
свои ценности и свои принципы, и он на них опирается и с ними живет.
Подростковой личности непонятно, что в ней самой постоянно и что
уникально. Однако этот человек реально включен в мир. У него в этом мире есть
определенное относительно автономное бытие, у него есть некоторая устойчивость
– на год, на два, на пять лет. У него есть определенная роль или несколько
ролей, с которыми он себя идентифицирует, и связанные с этими ролями ценности,
которые также относительно устойчивы, то есть сохраняются в течение ряда лет.
Ему понятно, что эти роли и ценности – некоторые части его "я", и что
потом будут какие-то другие части. А что их связывает вместе, ему непонятно,
так же как и то, что направляет его общее движение. Локальные буддхиальные цели
ясны, а атманический уровень совершенно закрыт.
Самоидентификация. С чем идентифицируется этот человек? Он не будет
идентифицировать себя с эмоциями и вообще с сиюминутными проявлениями – с
пробежавшей в его голове мыслью, с текущим событием. У него идет идентификация
с продолжительными программами действий или с какими-то устойчивыми взглядами,
которые присущи ему в данный период. У него есть устойчивая картина мира,
которая ему свойственна. В ней имеются определенные ценности, которые он в
какой-то степени сам вырабатывает, а в какой-то степени они просто есть, и он
на них ориентируется. Он говорит: "Я добрый. Я целеустремленный Я студент
мединститута. Я постоянный поклонник великой актрисы Софи Лорен" (пример из
моей юности).
Он не просто поклонник, он постоянный поклонник. Он посмотрел все
фильмы с ее участием, и даже помнит кое-какие эпизоды. Прочитал журнал с
интервью, которое она дала. Другими словами, это уже такой поклонник, который
приятен самой актрисе. Это не тот, который пришел на ее фильм и тут же забыл и
ее имя, и роль, и увлекся следующей "звездочкой".
Подростковая личность идентифицирует себя с определенными ценностями,
добродетелями, социальными ролями, свойственными ей в данный период жизни.
Однако на глобальные вопросы: "Каковы сохраняющиеся в течение всей жизни
существенные черты моей личности? Каков я?" – подростковая личность ответить не
может.
Есть такой анекдот. В городской двор широко распахивается окно первого
этажа, и там на подоконнике лежит белоснежная болонка: вычесанная, вымытая,
благоухающая. Из глубины двора к окну подходит складской пес, дворняга. И между
ними происходит такой диалог. Болонка говорит: "А я тут первый день. Меня
привезла хозяйка из другого города. У меня есть своя фарфоровая миска. У меня
есть специальная кроватка, на которой я сплю. По воскресеньям меня моют
шампунем. Хозяйка во мне души не чает. Кормит меня специальной колбасой. А ты
кто?" Тот страшно смущен таким блистательным соседством и, тушуясь, отвечает:
"Да я так, пописать вышел…"
Заметьте: это разговор подростковой личности с инфантильной. Дворовый
пес имеет самоидентификацию с данным моментом его жизни. Я – это тот, кто
сейчас вышел во двор с целью опорожнения мочевого пузыря. А у болонки, как
видите, предъявлена целая буддхиальная программа. Она – это не то, что в данную
минуту сейчас с ней происходит, а весь ее образ жизни.
И вот вам задание на дом. Подумайте:
Каковы существенные черты вашей личности? Каковы вы? Каковы основные
черты вашего характера? Каково ваше социальное положение, жизненные позиции?
Что вы считаете существенным именно для вашей личности? Ответьте на эти вопросы
письменно. Если вы доверяете вашим близким и друзьям, рискните показать им свои
ответы и посмотрите на их реакцию. Насколько они узнают вас в этом описании?
Насколько ваши ответы будут для них неожиданными? Скажут ли они: "Да, точно,
это ты!" – или заявят, что, с их точки зрения, вы не совсем такой (такая)?
Для подростковой личности характерна простроенность внутреннего мира в
ширину, хотя в нем и нет фундамента. У этого человека во внутреннем мире может
быть много разного и интересного. В его воображении, в его фантазиях могут
существовать целые миры, он может многое осмысливать, строить различные картины,
в том числе у него могут быть богатые внутренние образы самых разных людей, с
которыми он общается, и он может в какой-то степени идентифицироваться со своим
внутренним миром, то есть стоять на позиции: "Я – это тот человек, у которого
во внутреннем мире есть то, то и то". Так, например, писатель может
идентифицироваться с героями своих книг ("Госпожа Бовари – это я", – как сказал
однажды Г. Флобер), или у него будет писательская самоидентификация: "Я – автор
таких-то романов".
Но все это на самом деле (то есть глазами юношеской или зрелой
личности) не более чем атрибуты истинного "я", и подростковая личность
подсознательно не ощущает их чем-то постоянным, чем-то, что однажды не исчезнет,
|
|