|
материализм как мировоззрение имеет у инфантильной личности стопроцентную
психологическую поддержку. Так что можно быть уверенным, что материализм как
философское течение никогда не умрет – по крайней мере, пока существуют
инфантильные личности.
Для инфантильной личности характерно патологическое неумение владеть
общегуманитарными формулами поведения, особенно формулами вежливости. Такой
человек, как правило, не в состоянии извиниться. Ему выдавить из себя фразу:
"Извините, пожалуйста", – то есть прямо признать свою вину, чаще всего
совершенно невозможно – потому что он при этом теряет свою личность. Если он в
данную минуту признал свою вину, значит, он ничтожество, его просто нет: даже
локальным извинением он уничтожает свою личность полностью. Он, может быть,
принесет косвенные извинения, он сменит тон, начнет разговаривать с вами о
ваших проблемах, изменится выражение его лица, так что вам станет понятно, что
он чувствует себя виноватым и хотел бы свою вину загладить – но просто
по-человечески извиниться, сказать: "Извини, я был неправ, я сожалею о том, что
я сделал," – это для него совершенно невозможно, причем почему, вы никогда не
поймете – если только не слушали эту мою лекцию.
Поэтому у вас провалятся любые попытки по-хорошему с ним поговорить,
выстроить отношения, получив хотя бы ретроспективные извинения:
- Ведь ты нехорошо поступил?
- Ты знаешь, я себя не помнил...
- А почему ты не извинился?
- Не знаю, как-то не смог...
- А почему не смог
- Не знаю...
Он не знает, а я за него объясняю – за извинением для него стоит полная
утрата себя, полная дематериализация его личности. Но ведь вы же не захотите
получить от него извинения такой ценой?
И еще типичный момент социализации инфантильной личности – это
чрезвычайно острое ощущение несправедливости, проявленной к самому себе. Когда
ей делают какое-то локальное замечание, она его воспринимает как тотальное
уничтожение – что, естественно, несправедливо, потому что тотально ее
уничтожать все же не за что.
На этом я остановлюсь, а вы подумайте об инфантильных чертах личности:
своих собственных и окружающих.
Спасибо за внимание. До свидания.
Лекция 2
ПОДРОСТКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ
Здравствуйте, дамы и господа!
Сегодня я рассказываю вам о личности второго уровня развития – ее я
условно назвал подростковой личностью.
Инфантильная личность характеризуется, как вы помните, иллюзией "я" и
хаотичным блужданием во тьме. Опоры для своего "я" у нее нет никакой. У
подростковой личности "я" по-прежнему иллюзорно, но эта иллюзия имеет иную
модальность: не локально-каузальную, как у инфантильной, а
локально-буддхиальную. Что это значит, я сейчас попытаюсь объяснить.
Для подростковой личности характерны иллюзорная опора и
локально-упорядоченное блуждание во тьме. Если говорить в терминах духовного
развития, то описываемые мной уровни личности можно воспринимать как стадии
духовного пути. Инфантильная личность идет по духовному пути, шатаясь, как
пьяная, в абсолютной темноте. Она привязывает себя к тому, к чему ее истинная
природа не имеет никакого отношения.
Подростковая личность также блуждает во тьме, никакого света еще нет.
Но у нее несколько иной характер блуждания. Она как-то чувствует пространство,
выбирает некоторый отрезок пути и по нему идет. А потом меняет направление и
идет по другому пути. Здесь налицо разрозненные отрезки пути, которые на самом
деле тоже никуда не ведут. Каждый из них сам по себе является тупиковым, но
человек по нему должен пройти, чтобы это понять – и получить некоторый опыт,
чаще всего не связанный прямо с теми целями, которые он себе ставил.
Самоощущение. Это человек ощущает себя, например, куском глины. Или, в
более жестком варианте, он ощущает себя камнем, который располагается во
Вселенной.
Если вы помните, инфантильная личность ощущала себя атомом,
наилегчайшим элементом мира. А здесь, на подростковом уровне, у человека есть
некоторая устойчивость, определенная весомость. Здесь модальность "я",
модальность личности буддхиальная, а не каузальная. Это означает, что человек
отождествляет себя с программами, которые он ведет, а не с событиями, которые с
ним случаются. Во внутреннем мире он идентифицирует себя со своими ценностями.
Другое дело, что у него эти программы и ценности меняются не вполне
понятным для него образом. И его самоидентификация при этом ломается. То есть
сначала он отождествляет себя с одной своей программой, потом с другой, сначала
с одной ценностью, потом с другой. И при этом он плохо понимает, как они друг с
другом связаны.
Самосознание. Что касается самосознания, то у подростковой личности
|
|