|
вырабатывается человеком не столько с поиском аспектов своего или чужого
Сатурна, сколько с ростом его личности.
Для личности более высокого уровня проблема самоорганизации смотрится
уже совсем по-другому. А инфантильной личности нужен какой-то поводырь,
которого при случае можно обвинить. Здесь логика примерно такая. Например, мне
хочется пойти в гости. Какой-нибудь мой легкомысленный приятель зовет меня в
гости, и пусть он после за это и расплачивается. Я к нему приду и буду делать
то, что мне нравится – сам виноват, что меня позвал! Такая проекция вины и
ответственности очень характерна для инфантильной личности. Этот человек всегда
ищет причину вовне, и обычно находит. Кто виноват? Наследственность, семья,
среда, звезды, на худой конец.
И вот придет к вам такая личность на астрологическую консультацию и
долго будет что-то выяснять, потом как-то непонятно себя вести, а в конце
скажет фразу, после которой вам станет все понятно и очень неприятно. Она
скажет: "Я теперь все поняла! Все причины моих неприятностей заключены в моем
гороскопе." Вы ей битых два часа втолковывали, каковы пути выхода из ее
затруднительных ситуаций, а она на самом деле пришла для того, чтобы сказать
эту фразу, причем заготовленую заранее. И все, что вы ей скажете, будет
воспринято так и ровно так.
С таких клиентов надо брать много денег, причем лучше всего долларами
или евро – чтобы компенсировать свои психо- и энергозатраты. А еще лучше их на
порог не пускать. Как их определить? Я как раз об этом вам и рассказываю. Я
описываю психотип и манеры инфантильной личности. И если вы хорошо усвоите и
запомните это описание, вы почувствуете эту личность даже не у порога своего
кабинета, а еще за его порогом. Вам станет нехорошо, когда она еще только будет
к нему приближаться! Я даю вам эти подробные описания для того, чтобы эти
психотипы были вам настолько знакомы, что если вы посмотрите на человека в
течение минуты, то ваша интуиция вам прямо скажет: это – инфантильная личность!
А это – юношеская личность. Но если вы еще не чувствуете себя уверенными в
своем знании инфантильной личности, то могу вам предложить вариант
экспресс-диагностики.
Предложите человеку назвать лучший эпизод любимого или сказочного или
литературного произведения, или свой любимый волшебный предмет. Дети, когда их
спрашивают, что им больше всего понравилось в повести Н. Носова "Незнайка в
Солнечном городе", все говорят одно и то же – а ведь это толстая книга, в ней
очень много всего описано, там нарисована развернутая картина коммунистического
общества. Но все дети отвечают одинаково: им понравились бесплатные автоматы с
газированной водой! Этот образ из всей книги на них производит наибольшее
впечатление. И если к вам придет взрослый дядя и скажет нечто подобное, то вы
понимаете, что перед вами инфантильная личность.
Саморазвитие. Концепции саморазвития у инфантильной личности нет. Это не
значит, что она не развивается. Это значит, что ее развитие происходит
незаметно для нее самой. Например, спросишь такого клиента: "Тебе стало лучше с
прошлого раза?" Он ответит: "Не знаю, по-моему, нет: как было, так и есть." При
этом вы отчетливо видите все личностные изменения, которые с ним произошли, но
он их почему-то не замечает – или притворяется, что не замечает. А он не
притворяется: он заметить их и не может, у него нет такой памяти. Он весь здесь,
такой, какой он есть, и всегда был таким же.
Сама идея развития для него бессмысленна, потому что у него нет
развернутого во времени образа своего "я". В данный момент ему хочется
развиваться, а через пять минут он об этом забудет. Я сейчас говорю о его
осознании: так человек себя видит. Реально он, конечно, как и все люди, куда-то
движется в своем развитии, но этого не осознает.
Ресурсы личности. Инфантильная личность понимает свои ресурсы абсолютно
конкретно, локально, предметно. "У меня есть тело, вот мой ресурс. Я есть мое
тело. Мое тело может влезть на гору, или подняться по лестнице, или сесть в
автомобиль. Вот, у меня есть конкретные деньги, которые я могу потратить,
конкретная одежда, с помощью которой я могу произвести впечатление на
такого-то". Ресурсы личности в узком (психологическом) смысле этого слова этим
человеком вообще не воспринимаются. В частности, осознать свое влияние на
другого человека для инфантильной личности значит отказаться от своего уровня и
перейти как минимум на следующий.
Одна дама на вопрос, кого она любит, сказала так: "Я люблю мужчин
длинноногих и хорошо одетых". И сама себя она мыслила аналогично: "Что во мне
нравится мужчинам? Как я на них произвожу впечатление? Пышным бюстом, понятное
дело, чем же еще?" А такие вещи, как внутренний мир, умения, таланты или
способности инфантильной личностью сколько-нибудь всерьез не воспринимаются, по
крайней мере, пока не материализованы в понятных ей конкретно-практических
категориях: аплодисментах, мехах, бриллиантах, видеотехнике или автомобилях.
Я, помнится, когда-то учился на мехмате в Московском университете. И
ближе к старшим курсам мне стали объяснять, что не все так хорошо в науке, как
оно вначале кажется. Например, математики Москвы – это такой весьма снобистский
круг, в котором качество математика определяется качеством его последней
опубликованной работы. И качество его как человека, к сожалению, определяется
этой же работой. Конечно, это было не совсем так, это было некоторым
преувеличением, но в принципе такой подход типичен для личности инфантильного
уровня.
Социальные контакты инфантильной личности поверхностны, в глубину этот
человек не идет и не стремится в нее попасть. Вообще, нашему народу свойственна
идея, что надо говорить "по душам", что надо обсуждать ценностной
|
|