|
это как волю. Воля это то, что идет ей поперек, то, чему она насильно
подчиняется. А если она не заметит актов насилия и последующего подчинения, то
ей будет непонятно само взаимодействие.
Поэтому методы гуманистической психологии у многих психологов (и
особенно клиентов) вызывают раздражение. Ее пафос заключается в том, что
человека надо гладить по голове, чтобы все было хорошо, а свои негативы надо
свободно проявлять и принимать их проявление у других. Как в известном анекдоте,
где психолог-гуманист идет по улице, а его останавливает прохожий и спрашивает,
как пройти на Пикадилли. Психолог отвечает: "Не знаю, но как замечательно, что
мы так откровенно об этом поговорили!" Или еще, из той же серии: тот же
психолог гуляет со своим сыном по лесу. "Папа, что это?" – ребенок показывает
на растение. "Не знаю, сыночек." – "Папа, как зовут этого зверька?" – "Не знаю,
сыночек." – "Папа, а что это за яма перед нами?" – "Не знаю, сыночек." Наконец,
сын спрашивает: "Папа, мне кажется, ты о чем-то своем думаешь, может мне лучше
помолчать?" "Нет, что ты, сыночек! Обязательно задавай мне вопросы, я же должен
заниматься твоим развитием!" Ребенок, как и инфантильная личность, не понимает
такой мягкой воли. Он понимает волю, конкретно на него направленную и
сиюминутную, здесь и сейчас, и, вполне может быть, конфликтную и ограничивающую.
Свобода. В понимании инфантильной личности свобода это, в первую очередь,
возможность безнаказанно игнорировать бытие и волю других людей и всего
окружающего мира. Вот, что хочу, то и делаю! Это свобода "левой ноги", причем,
понимаемая чисто каузально, то есть в данный момент. Поэтому для инфантильной
личности характерно такое неукротимое стремление к деньгам, ибо деньги – это
основная каузальная валюта. За деньги можно купить любое событие. Друга вы за
деньги не купите, серьезный навык, умение, образование, устойчивые социальные
связи за деньги вы не купите. А вот в кино вы сходите, в другой город слетаете.
А необходимость для этой личности – это всегда досадная помеха, всегда нечто,
ею отрицаемое, всегда определенное зло.
Время. Давайте этот пунктик я оставлю вам в качестве домашнего задания.
Подумайте о том, как инфантильная личность воспринимает время и его
модальности?
Любимые сюжеты, герои, образы. Это чрезвычайно важная характеристика
человека. Если вы хотите глубоко его понять, спросите, какие сказки он любил в
детстве, какие книги он читал много раз? Какие герои ему нравились больше всего
и какие, наоборот, не нравились? Это очень показательный проективный тест, как
говорят психологи. Человек проецирует свою личность на того героя, который ему
особенно нравится. Более того, он подсознательно ищет и находит в мифах,
сказках, художественной литуратуре сюжет, который соответствует сюжету его
жизни. Характерно, что один и тот же сюжет у разных людей вызывает иногда
противоположные чувства. Есть, например, известная басня "Стрекоза и муравей".
Она вызывает у детей и у взрослых неоднозначные чувства. Как вы думаете, к кому
тяготеет инфантильная личность, к стрекозе или к муравью? Правильно, к стрекозе.
И ненавидит муравья лютой ненавистью.
Я читал в свое время рассказ одного английского писателя XIX века,
который так, по-моему, и называется, "Стрекоза и муравей". Там описывается
некий дядюшка, который вызывал необыкновенное раздражение у всей своей семьи
тем, что вел жизнь стрекозы, то есть бездумно тратил полученные по наследству
деньги, ничего не делал, ухлестывал за женщинами, пользовался большой их
любовью и жил припеваючи за их счет. И все ждали, когда он, наконец, cостарится
и окажется никому не нужен, и тогда справедливость восторжествует и они все над
ним посмеются. И вот в последний момент, уже на излете своего донжуанского
возраста, он женился на какой-то очень богатой старухе, которая тут же умерла.
И в семье был полный облом! Не дождались они счастливого момента. И этот сюжет
("Торжествующая стрекоза") может быть очень близок инфантильной личности.
Другой ее любимый герой – это шут. Шут это человек, который может
спрофанировать все, что угодно, любую ситуацию – и трагическую, и положительную,
и отрицательную. Ответственную буддхиальную ситуацию он моментально превращает
в каузальную, и обесценивает так, что от нее ничего не остается.
Еще один любимый герой инфантильной личности – это волшебник, но такой
легкий, так сказать, каузальный волшебник, который не ведет длинных и сложных
программ. Он берет волшебную палочку, взмахивает ею, говорит заклинание,
вырывает волосок из бороды – и все, что нужно, мгновенно появляется. Какой
любимый волшебный объект инфантильной личности, я думаю, вы догадываетесь:
конечно, это скатерть-самобранка; ее любимое животное – волшебная щука,
моментально исполняющая желания. Говоря на астрологическом языке, любимый герой
инфантильной личности имеет в гороскопе сильный гармоничный Юпитер и
неаспектированный Сатурн, то есть на него сами собой, как из рога изобилия,
сыплются всякие блага, а никакой ответственности за свои действия он при этом
не несет. У него есть идея, что он должен идти по жизни, срывая цветы
удовольствий, которые сами к нему со всех сторон слетаются. Если ему требуется
какое-то обучение, то оно должно происходить тоже по ходу жизни, как бы само
собой.
Если он берется делать какую-то программу, то он мыслит себя не в роли
исполнителя, а в роли начальника, у которого есть слаженная команда умельцев,
каждый из которых умеет что-то свое, а он ими всеми руководит, то есть раздает
поручения. А дальше все происходит само собой. Ему близок образ Ивана-дурака,
который лежит на печи, долго ничего не делает, а потом излавливает щуку,
которая сообщает ему все, что необходимо. Обратите внимание на замечательный
конец этой сказки: когда Иван женится на царской дочери, то советы, которые
|
|