|
и как другие-то этого не видят? Значит (думает инфантильная личность),
притворяются, значит, нарочно хотят ее обидеть. Ей кажется, что она прозрачна.
А тайной для окружающих (думает она) является то, что она специально
скрывает. И об этом никто никогда не догадается. Мне несколько раз приходилось
консультировать людей, находящихся на инфантильном уровне развития личности
(причем их социальный уровень был совсем не низким). Я начинал интерпретировать
гороскоп, и человек делал большие глаза и говорил, что он потрясен, что такое о
нем может быть кому-то известно. Один раз на встрече с читателями ко мне
подошел хмурый мужчина средних лет и сказал: "Я читал ваш учебник астрологии,
про Луну в Раке. Откуда вы все это про меня знаете?" Он это так сказал, что у
меня было ощущение, что я попал в контрразведку. Я стал объяснять, что, мол,
астрология – великая и древняя наука, и мне в итоге удалось с некоторым трудом
вывернуться. Но, действительно, откуда?
Инфантильная личность считает, что то, что она от окружающих
целенаправленно скрывает, им абсолютно недоступно. Они никак не могут об этом
догадаться. И когда они все-таки догадываются, человек считает это полным чудом,
думает, что это что-то сверхъестественное. "А как вы догадались, что я не
уверен в себе?" А он произносит каждое слово так, словно забивает большой
гвоздь. Тут не надо быть Фрейдом, чтобы догадаться о его внутренней
неуверенности, но если ему сказать, дескать, чего ты нервничаешь-то, успокойся,
– он сочтет, что произошло чудо, что вы прочитали самые тайные его мысли.
Таким образом, по большей части внешний и внутренний мир инфантильной
личности (в ее восприятии) тождественны, но в принципе они (опять-таки, с ее
точки зрения) абсолютно независимы. Когда она отвлекается от внешнего мира и
внутри себя что-то переживает, воображает, фантазирует, она абсолютно
независима от того, что происходит снаружи. Если у нее что-то происходит внутри,
так сказать, тайно, то оно никак, никоим образом не влияет на то, что является
внешней реальностью.
Если инфантильная личность регулярно занимается психотерапией и даже
считает себя в этом экспертом (а вы думаете, так не бывает?), то ее стандартная
рекомендация своему другу, сильно переживающему на какую-то тему, следующая:
"Ты плюнь! Не бери в голову!" И для нее это реально, то есть это не пустые
слова, она в подобной ситуации может плюнуть и не брать в голову, и проблема
исчезнет сама собой.
Когда этот человек о чем-то думает, то считает, что это никак не может
влиять на окружающих. Другими словами, он считает, что внешний мир существует
объективно и абсолютно не зависит от его сознания. И я хочу подчеркнуть, что
для этого человека так оно и есть.
Извечный спор между эзотериками и материалистами это, с
психологической точки зрения, спор между разными уровнями личности. Однако у
них действуют разные законы. На первом и втором уровне личности, то есть для
инфантильной и подростковой личности, внутренний мир и внешний мир, развернутые
к человеку, независимы и последний существует как бы объективно.
Лишь на третьем уровне, то есть у юношеской личности обнаруживается (а
на следующих уровнях подтверждается) прямая зависимость между внутренним и
внешним мирами, то есть человек что-то внутри себя прорабатывающий обнаруживает,
что внешний мир разворачивается к нему по-другому. Но этот эффект, подчеркиваю,
наблюдается человеком, лишь начиная с уровня юношеской личности, а для
инфантильной личности его не существует (или он для нее незаметен, что с
психологической точки зрения одно и то же). И психотерапевт должен понимать эту
разницу. Вполне может быть, что сам он находится на третьем уровне проработки
личности, и очень глубоко переживает открытие взаимозависимости своего
внутреннего и внешнего миров, осознает и практически осваивает незыблемое (на
третьем уровне) правило, что любая внешняя работа должна быть предварена
соответствующей внутренней. Однако если он попытается передать свое видение
инфантильной личности, то не встретит с ее стороны понимания. Для нее все это –
пустые слова.
А вот теперь поговорим о внутреннем мире инфантильной личности. Для нее
характерна, я бы сказал, варварская стадия его проработки. Здесь нет никакого
осмысления своего внутреннего мира, и, видимо, правильнее говорить не о
внутреннем мире, а о внутреннем пространстве. Мир – это нечто упорядоченное. В
нем есть различного сорта объекты, отношения и связи между ними, есть какие-то
законы, регулирующие его жизнь. Во внутреннем пространстве инфантильной
личности ничего такого нет. Здесь есть хаос инстинктов, влечений, биологических,
сексуальных, волевых импульсов и желаний, склеенных с намерениями. Я уже
говорил вам, что важный показатель уровня развития личности – это расстояние от
желания до намерения. Так вот, в данном случае это расстояние равно нулю.
Иногда кажется, что этот человек живет одними инстинктами, то есть
желания немедленно претворяются у него в намерения; однако иногда бывает так,
что намерения, которые он имеет, не имеют под собой желаний. И тем не менее, он
проводит их в жизнь. Его спрашивают: чего ты суетишься, тебе это нужно? Если он
подумает, он скажет: "нет". Чего тогда ты стараешься? Он не ответит, потому что
в его внутреннем пространстве нет никакой связности, нет логики, а есть
хаотическая смесь, в которой акцентируется все без разбора и контроля со
стороны его сознания. Человек становится рабом своих желаний, рабом своих
текущих намерений, которые как будто насильно проводит в жизнь. И хотя он и
считает, что он адекватно воспринимает внешний мир, на самом деле это очень
сильная его иллюзия. У него во внутреннем пространстве есть специальные
клеточки, как бы небольшой крольчатник – каждому кролику своя клеточка, а если
кролик чуть-чуть не по размеру или встретится другое животное, то они просто
|
|