|
прозвучат напрямик от семейного эгрегора, то есть в виде достаточно
эмоциональных мыслей, которые возникнут и утвердятся в его голове. И он вполне
реально почувствует, что нарушает свой священный долг.
Если инфантильная личность совершает неэтичный поступок и ее
спрашивают: "Тебе не стыдно?" – то она оказывается в некотором затруднении,
потому что понимает, что надо было бы, чтобы было стыдно, но этого чувства
почему-то нет. Как сказала одна дама: "Совесть – это то, что должно мучить,
когда ты плохо себя ведешь." Это очень точная формулировка. Так вот, ее должно
мучить, но не мучает. И не мучает по очень простой причине: потому что событие
уже произошло и закончилось, оказавшись в прошлом. Чтобы было стыдно, нужно
иметь память, а инфантильная личность не идентифицируется с тем человеком,
которым она была вчера, она уже плохо помнит себя вчерашнюю, и в любом случае
никакого отношения к тому человеку не имеет. У нее как бы нет этого
отождествления. Зато у нее на любые упреки есть хороший ответ: "А что я должна
была делать? Все так делают! Не я одна такая"! Действительно, у нее сильно
групповое сознание. А для каждого, даже самого одиозного, поступка, если
поискать, всегда можно найти ситуацию и человека, который поступил именно так и
был в этом прав – и к нему можно подклеиться как к архетипическому сюжету.
Таково типичное самооправдание инфантильной личности.
Я не хотел бы, чтобы вы воспринимали то, что я рассказываю, как чисто
негативную картину, которую надо преодолеть и забыть. В ней заключены (как и
всегда на низшем уровне проработки любого архетипа или абстрактного сюжета)
творческое начало и творческий потенциал, в частности, потенциал подключения к
общественному подсознанию. Когда человек выходит на уровень юношеской личности,
у него, наоборот, происходит отключение от общественного сознания и подсознания,
и идет проработка индивидуального чувства своей личности, которая находится в
самой глубине его души.
А инфантильная личность бессознательно, но очень интимно связана с
групповым подсознанием и стихийно, но порой весьма искусно владеет многими
магическими и психологическими приемами, свойственными тем эгрегорам, под
которыми она ходит и которым, не особенно задумываясь об этом, служит. Поэтому
очень важно иметь в виду, что когда вы взаимодействуете с инфантильной
личностью, вы взаимодействуете с ней как с представителем большого эгрегора и
сразу попадаете под его магические чары и мощное психологическое излучение,
которое (особенно если вы об этом не думаете и этому не сопротивляетесь)
незаметно гипнотизирует вас, смещая вашу точку сборки в положение,
соответствующее мировоззрению и этике этого эгрегора. Фактически изменить
(например, вылечить) инфантильную личность – значит изменить весь ведущий ее
эгрегор – например, этнический.
Поэтому если вы всерьез беретесь за дело, то есть хотите помочь этому
человеку в целом, а не только в том, что он от вас хочет конкретно, ожидая,
предположим, локального утешения и эмоциональной поддержки, то вам придется
перестраивать его личность. Однако не так-то это просто. За ней стоит групповое
сознание и подсознание, то есть воля (и магия) ведущего эту личность эгрегора.
И если вы, не получив от этого эгрегора санкции и не заплатив ему отступного,
начнете что-то радикальное с психикой этого человека делать, то этот эгрегор
"наедет" на вас так, что от вас мокрого места не останется. Поэтому будьте
осторожны: за инфантильной личностью стоят большие коллективы и соответствующие
им энергии.
Этика инфантильной личности в ее осознаваемой части очень жесткая и
прямолинейная. Этот человек, как правило, находится на жестком канале связи с
эгрегором, которому он служит, и там существует четкий распорядок, который в
психике переживается как определенная мораль, табу, недвусмысленные
регламентации, а все тонкости и вариации этот человек воспринимает как попытки
избежать своего долга и рассматривает их с большим подозрением. Все должно быть
коротко и ясно! "Если у меня есть муж, он должен при мне состоять. А что
касается измены, то это не обязательно физическая измена. Измена – это когда он
думает о другой женщине, когда он на нее внимательно смотрит. А если
невнимательно смотрит, тоже изменяет. На меня должен смотреть!" Как сказала
одна моя знакомая: "Муж не должен мне изменять, потому что, если он это делает,
то в этот момент та женщина счастливее меня." Убийственная логика – но ей
нечего противопоставить!
Изменить жесткую этику инфантильной личности фактически означает
нарушить отношения человека с тем эгрегором, под которым он ходит. Я думаю, вы
уже понимаете, что самостоятельно жить инфантильной личности невозможно, ее
всегда пригревает и достаточно четко ведет определенный эгрегор – рабочий,
служебный, семейный, родовой, клановый, этнический. И замечаете вы это или нет,
но, разговаривая с этим человеком, вы всегда фактически разговариваете с этим
эгрегором. И потом вам может быть очень нехорошо, если вы этого не заметили – и
психически, и эмоционально, и энергетически. Инфантильная личность – это не тот
человек, который отвечает сам за себя. Кто-то или что-то отвечает за него, и
вот с этим кем-то (или чем-то) как раз и надо работать.
Этот вопрос стоит перед любым терапевтом. Когда к нему приходит клиент
с семейными проблемами, то часто ясно, что надо работать не только с ним, но и
с семьей самой по себе – а уж семейный эгрегор является на консультацию в любом
случае! И что-то ему надо противопоставлять. И здесь возникает вопрос об этике
самого психотерапевта и эгрегора, которому он служит.
Интересно, как эту проблему решал Милтон Эриксон, знаменитый
американский психотерапевт. Он довольно хорошо знал быт и нравы основных
этнических меньшинств, которые жили на территории его штата, а также
|
|