|
толпу настроите, то он вместе с ней будет некоторое время существовать – пока
ему не удастся из нее выбраться. Это может быть толпа в тонком мире, в его
внутреннем мире. Если вы ему создадите систему образов, которые со всех сторон
будут его держать, он будет метаться от одного из них к другому. И если вы из
них сделаете хорошую стеночку, то он некоторое время просуществует в созданной
вами реальности. Но последовательности вы от него не дождетесь.
Характерная черта предличности – это хаос модальностей. И модальностей
тонких планов, и модальностей архетипов, и гуманитарных модальностей. Любовь,
ненависть, почтение, презрение, поклонение, унижение других – все это у
предличности смешано в невообразимую кашу. Человек не осознает, в каком
состоянии находится, какими качествами управляется его поведение и в каком
аспекте он воспринимает внешний мир. И вследствие ли того, что он не осознает,
или по другим причинам, они у него меняются скачкообразно, и это может сводить
вас с ума, если у вас нет знания этого типа и вы заранее не дали в своем
внутреннем мире места для его существования – а это очень и очень
распространенный тип.
Этому человеку свойственна амнезия (забывание) на употребленные им
модальности. (Наоборот, отсутствие такой амнезии – признак культурного человека.
) Например, вы вчера с ним говорили о чем-то, и он высказывался так: "Ах, как я
это обожаю!" На следующий день вы встречаетесь, начинаете в положительном ключе
обсуждать этот сюжет, а он говорит: "Ах, терпеть этого не могу и вообще
ненавижу, всю жизнь ненавидел!" У вас возникает впечатление, что он полностью
забыл о том, что так пылко излагал вчера. Или он вас о чем-то просит, очень
просит, и вы это делаете, и ждете от него благодарности, по крайней мере,
признания своих заслуг. А он вам говорит: "А, ты это сделал… Да чего ты
старался, это для меня не важно." Вы говорите: "Как же так, ты же об этом так
вчера просил!" "Я просил? Не помню. Наверное, тебе что-то померещилось." Все.
Подумайте, в каком положении вы окажетесь и в каком психическом состоянии – оно
называется трансом.
Как правило, непонятно, что предличность имеет в виду. Если этот
человек как-то воздействует на окружающий мир, непонятно, какое воздействие он
имеет в виду оказать, и непонятно, какого рода реакцию он хочет получить. Вы
можете его спросить: "Чего ты хочешь?" – в ситуации, когда он как-то отчетливо
на вас наезжает, вами недоволен, или иным образом активен в вашем направлении,
отчетливо от вас чего-то хочет – но при этом ведет себя так, что вы никак не
можете разобраться в его намерениях. Вы его спрашиваете: "Чего ты от меня
хочешь?" Что он ответит? "Ничего". И вы впадаете в транс.
Или, например, в ситуации, когда он явно чем-то недоволен, явно чего-то
от вас хочет, что-то на вас навешивает, и вы его спрашиваете: "Что я должен
сделать, чтобы искупить свою вину, чтобы тебе помочь?" – что такой человек
ответит вам? "Делай, что хочешь", – скажет он, имея в виду, что это не его дело,
он умывает руки. А через минуту он опять будет от вас требовать чего-то
совершенно другого или третьего. Непонятно, от чьего имени он выступает, какая
у него этика, какие у него ценности, и как понимать его поведение.
Вообще, если вы хотите понимать поведение человека, вам всегда надо
иметь в виду определенные модальности. Есть модальность, которая наиболее
свойственна предличности, но в литературном языке нет для нее имени. Я ее
называю "акт самовыражения", и это наиболее характерная его модальность. Он
действительно ничего не имеет в виду; по большому счету, он ничего не хочет, и
в следующий момент переключится на что-то еще. А в данный момент он занимается
самовыражением на материале текущего (в принципе, ему безразлично какого)
сюжета. И если вы так на него будете смотреть, то будете от него чуть-чуть
защищены и капельку лучше будете его понимать.
Этот человек не имеет в виду создать определенную реакцию среды и он
этой реакции не воспринимает – или воспринимает, но очень искаженно. Иногда он
задает вам вопрос, который свидетельствует о том, как он воспринимает
происходящее, – и у вас просто руки опускаются. Например, вы ведете с ним
нейтральный разговор на какую-то тему. Вдруг он весь напрягается и задает
вопрос в такой форме: "А теперь скажи, за что ты меня так ненавидишь?" И вы
впадаете в транс, вы растеряны, и судорожно начинаете думать: "А что же я
сделал такое, что так его обидел? В чем неправильность моего поведения?" На
самом деле у вас с поведением все в порядке, просто его точка сборки попала в
самое обиженное состояние, где весь мир видится угрожающим, недружелюбным и так
далее. И через эту призму он воспринял то, что вы сказали. Он может по
совершенно никакому поводу (или вовсе без повода) спросить вас: "Почему ты меня
уничтожаешь? Почему ты меня так презираешь?" Ничего такого обидного или
уничтожающего вы не говорили и не имели в виду, но он так это воспринял, и ему
не нужно никаких подтверждений – ни внешних, ни внутренних. Он попал в
негативное внутреннее состояние и его полностью проживает – вместе с вами.
Для предличности характерна чрезвычайно мощная личностная модальность.
Это человек очень личный, он очень "от себя". Своим поведением в общении он как
бы говорит: "Вот он (она) я!" – и в этот момент для него больше ничего нет.
Культурный человек отличается тем, что у него есть дистанция между его
личностью и тем, что он делает. Творцы всегда говорят, что творят на самом деле
не они, а прилетает ангел или муза и их руками что-то делает. Более скромные
люди говорят о музе, менее скромные – о Боге, который через них вещает или
рисует, но, во всяком случае, здесь есть определенная дистанция между личностью
и процессом творения. Предличность же творит всегда сама, без посредников.
При столь мощной личной модальности этот человек как личность
совершенно непонятен. Непонятны его ценности, непонятны жизненные установки,
|
|