Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Астрология :: Авессалом Подводный :: Психология и астрология :: Часть 1 - ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ АСТРОЛОГОВ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 178
 <<-
 
ценности, на которые вы тратите очень много времени и душевных сил, но никакого 
возврата от них нет и в обозримое время не предвидится.
 
Всем спасибо. До свидания.
 
       Лекция 4 
 
МОДАЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
        
       Здравствуйте, дамы и господа!
       Сегодня у нас для начала несколько минут лицевой гимнастики, которая в 
некоторых случаях очень хорошо помогает снять напряжение. Давайте представим 
себе наше лицо, на котором лежит моральная нагрузка, тяжесть прожитого дня. Для 
того, чтобы ее разогнать, надо поработать с лицевой мускулатурой и, кроме того, 
кое-что себе представить. 
       Первое упражнение, которое мы сделаем, называется "хобот". Мы вытянем 
все лицо вперед, то есть мы представим себе, что у нас из лица вытягивается 
вперед хобот: мы сдвинем брови вместе, опустим их вниз и вытянем губы трубочкой 
вперед, и представим себе, что все лицо уходит далеко вперед. Можете помочь 
себе руками. А теперь, наоборот, лицо превращается в блин. Для этого мы 
оттягиваем уголки губ в стороны, а брови поднимаем вверх и представляем, что 
лицо делается плоское-плоское. И теперь чередуем эти две позиции: "хобот" – 
"блин" – "хобот" – "блин". Еще раз. И в заключение возьмите себя за волосы и 
потяните их вверх, вверх, и удержите на грани боли. Теперь отпустите и 
прислушайтесь к ощущениям. Не волнуйтесь, у вас выпадут только те волосы, чья 
карма подошла к концу. Теперь вспомнили об осанке: вывели плечи вперед, затем 
отвели их максимально назад, и нашли свое оптимальное промежуточное положение. 
И с головой поступаем аналогично: наклоняем ее вперед, затем максимально назад, 
и находим оптимальное положение где-то в промежутке между этими крайними 
позициями. 
        
       Сегодня мы входим с вами уже в самую плоть психологии. Эти лекции – 
своего рода введение, то есть я стараюсь дать вам почувствовать вкус психологии 
как особой науки, или особого искусства. Надо сказать, что психотерапевты, по 
крайней мере, хорошие психотерапевты, отличаются тем, что говорят с клиентами 
теми же самыми словами, которые употребляет клиент в своей жизни, то есть они 
не говорят ничего ему непонятного, но в результате идут существенные 
психологические изменения. Анна Ахматова в свое время сказала, что очень трудна 
работа поэта, потому что стихи приходится писать теми же самыми словами, 
которые мы употребляем на кухне. В психотерапии примерно та же проблема. 
Поэтому психотерапевт, работая с самыми обыкновенными словами, в 
действительности обращает внимание на то, что обычный человек, как правило, не 
замечает – и в какой-то мере учит этому своего клиента. Однако его инструкции 
обычно относятся не к существу того, что клиент делает, потому что человек, 
который призывает другого конкретно изменить судьбу, конкретные обстоятельства 
жизни, называется другим словом – например, духовный наставник. А задача 
психолога, как я ее понимаю, несколько иная.
       Так вот, самая плоть психологии – это те тона или даже полутона общения 
и самовыражения, на которые обычный человек почти не обращает внимания, но 
которые он все-таки способен воспринять. Это и есть модальности, или особые 
качества поведения, самовыражения и восприятия, которые мы сегодня с вами будем 
обсуждать.
        
Модальности высших архетипов
         
        Локальный – глобальный. Важнейшие для психики модальности связаны с 
высшими архетипами. Это, например, модальности локальный – глобальный, или 
частный – общий. Например, когда мы разговариваем, мы часто для усиления своего 
сообщения, своей реплики делаем обобщения. Если разгневанный муж говорит жене: 
"Ты сегодня отвратительно пожарила котлеты!" – то это может показаться ему 
слабым, так как его негодование слишком сильно. Тогда он делает обобщение: "Ты 
вообще не умеешь жарить котлеты!" Я думаю, вы понимаете, что это совершенно 
разные вещи, и на провинившуюся жену эти две реплики подействуют совершенно 
по-разному! 
Иногда подобное обобщение идет интонационным образом. Например, муж говорит: 
"То, что ты сегодня приготовила, я есть не могу!" Однако жена слово "сегодня" 
не слышит. Она воспринимает то послание, которое муж ей фактически посылает, а 
именно: "Ты не умеешь готовить". И обижается, и говорит: "Ну, вот, я так и 
знала, ты считаешь, что я не умею готовить, что я вообще ни на что не способна.
" Он как бы наводит ей эту мысль. Если они воспроизведут этот диалог в 
присутствии психолога, он скажет жене: "У вас дефект восприятия, сказано было 
совершенно конкретно, локально, вот именно о сейчас, почему вы понимаете это 
вообще?" Однако для этого у жены есть достаточно весомые причины. Каждое 
общение двупланово. Есть прямой (социальный, объективный) смысл того, что 
говорится, а есть психологический смысл. И люди, находящиеся в близком общении, 
всегда, прислушиваются к психологическому смыслу. Беда в том, что люди, 
излагающие свои мысли, часто не обращают внимания на то, какими словами они 
пользуются. И та модальность, которую они имеют в виду – одна, а та, которая 
звучит в речи – другая. Однако они этого совершенно не замечают ни в своем 
самовыражении, ни в чужом. И задача психотерапевта заключается в том, чтобы 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 178
 <<-