|
пружина же устроена вот таким образом (рис. 2.2):
Рис. 2.2 Диванная пружина (схематично).
она состоит из нескольких широких витков, которые постепенно сужаются и
становятся узкими, а затем снова расширяются. Вспоминаете, да? Если на такую
пружину садится маленький ребеночек, то он вот немножко придавливает широкие
витки, и ему хорошо сидеть, мягко и упруго. А если садится толстый дядя, то он
легко сдавливает широкие витки, но зато его вес останавливается в середине
пружины, там, где ее витки узкие.
И приблизительно так же должна быть устроена защита терапевта. С одной
стороны, он на поверхностном уровне своей психики должен реагировать на любое,
самое тонкое воздействие окружающей среды. А с другой стороны, в более глубоких
частях своей психики он должен быть, наоборот, весьма и весьма устойчив.
Другой образ – это океан, на поверхности которого ходят крутые волны и
порой разыгрываются страшные бури, а в глубине всегда тишь и спокойствие.
И, в частности, для совершенствования вашей психической пружины я и дал
вам эти трансы, опыты взаимодействия с идеально спокойным внутренним "я". У
психотерапевта, с одной стороны, может быть весьма подвижная эмоциональность на
внешнем уровне, но она должна быть поддержана большой устойчивостью на
внутреннем уровне. Если этого нет, то эффективно работать с серьезными
клиентами практически невозможно.
Священная рана. Есть еще один момент, который тоже, как правило,
свойственен психотерапевтам – это то, что Джин Хьюстон, одна из самых
популярных современных американских психологов, называет священной раной. Это
очень сильное, ранящее душу человека переживание, которое он долго не может
закрыть своими собственными внутренними силами. И тогда в качестве
единственного выхода человеку приходится заниматься не проблемами своей личной
раненой души, а раненой души человечества в целом. Таким нередко бывает первый
шаг человека на пути психотерапии.
Со временем эта священная рана как-то компенсируется, но воспоминание о
ней, о своей абсолютной уязвимости, своей полной беспомощности и силе явно
Божественного происхождения, которая пришла на помощь в этот момент, когда,
казалось, прийти ей уже неоткуда, – это воспоминания человека о своем прямом
выходе на уровень Адама Кадмона и Универсального Целителя, который посмотрел
человеку прямо в душу и что-то с ней сделал. Подобный опыт обычно есть в
анамнезе психотерапевта, и он на него опирается – внутри себя, я подчеркиваю. У
некоторых психотерапевтов бывают и другие глубокие мистические переживания,
очень разные, но с полной убедительностью показывающие главенство тонкого мира
над плотным.
Иньское и янское мировоззрение: пример. Я хочу привести вам один пример
на тему разницы мировоззрений и пластичного взаимодействия опытного
психотерапевта с клиентом. Представьте себе терапевта, который видит мир как
совершенный. Он считает, что человек должен больше смотреть и наблюдать, чем
реагировать и действовать, то есть он имеет ярко выраженное иньское
мироощущение и мировоззрение. А к нему приходит крепкий такой клиент и говорит:
"Научите меня манипулировать людьми. Я плохо ими манипулирую, они очень плохо
меня слушаются", – а он еще ко всему не маленький начальник, заводик небольшой
у него в подчинении. Терапевт прекрасно видит, что перед ним законченный
манипулятор, и вообще-то сам терапевт у него может поучиться, как людьми
управлять. Но клиент, тем не менее, собой недоволен: плохо его люди слушаются.
Что в этом случае может сделать психотерапевт? Он может отказаться.
Сказать: извините, у нас с вами разные мировоззрения, и говорить мне с вами не
о чем. Это вариант. Но он может поступить и более тонко. Он может сказать:
"Хорошо. Вот сейчас мы и займемся манипуляцией. Мы будем учиться манипулировать,
но мы будем учиться манипулировать тонко. Для того, чтобы человеком хорошо
сманипулировать, надо разговаривать с ним на его языке, надо, чтобы он вас
хорошо понимал, надо под него подстроиться". И вот он дает своему клиенту
указание: "Когда вы разговариваете с человеком, то зеркальте его, старайтесь
быть на него похожим, употребляйте те же модальности, что и ваш партнер или
подчиненный. Он размахивает руками – и вы начинаете размахивать руками. Он
говорит громко – вы тоже говорите громко. Он понижает голос – вы тоже понижаете
голос. Посмотрите, как пойдет ваша манипуляция." Через неделю они встречаются,
и клиент говорит: "Вы знаете, какие ценные вы мне вещи рассказали. Оказывается,
что с человеком, который говорит тихо, гораздо лучше разговаривать тоже тихим
голосом. Он от этого вроде как лучше слышит." И через некоторое время этот
самый манипулирующий клиент, находясь в своей собственной парадигме, понимает,
что лучше всего манипулировать миром, подстраиваясь к нему и производя все
перемены внутри себя. И лишь после этого они легко и энергично входят во
внешний мир. Спрашивается, изменилось ли мировоззрение у клиента? Ни на грамм
не изменилось. Сошел ли со своих позиций терапевт? Тоже нет. Но он нашел буфер,
нашел взаимно удовлетворительный способ терапии. И именно для этого существует
техника: как раз для того, чтобы служить буфером между терапевтом и клиентом,
чтобы терапевт, не навязывая клиенту своего мировоззрения, мог тем не менее
|
|