|
взаимодействий.
Таким образом, одна из задач, стоящих перед психотерапевтом,
заключается в том, чтобы помочь человеку осознать свою волю и свою энергию, как
внешнюю, так и внутреннюю, и дать им культурное выражение, причем не только
социальное, но и, в первую очередь, внутреннее.
Медитативные выходы, то есть необычные состояния сознания и пиковые
переживания. Это состояния психики, которые связаны с клинической смертью,
угрозой гибели человека или с мистическими переживаниями, которые уводят
сознание очень далеко от обычного состояния. Существует ветвь психологии,
которая занимается этими вопросами. Традиционно это объект изучения религиозной
психологии, ибо все подвижники, святые, люди, которые занимаются интенсивными
духовными практиками, так или иначе выходят за социальный уровень восприятия, у
них сильно меняется сознание. И современная психология этими состояниями очень
интересуется. Почему? В первую очередь, наверное, потому что они интересны сами
по себе и проливают свет на то, что такое есть человек вообще; а во вторую
очередь потому, что они становятся для человека своего рода путеводными
звездами и формообразующими моментами для всей его последующей жизни.
Память. Нужно очень хорошо понимать, что память человека – это такое же
живое существо, как и он сам, которое имеет над ним большую власть, иногда
отрицательную, иногда положительную, с которой можно строить отношения хорошо
или плохо, которая может обижаться или преданно служить. И очень мало есть
людей, которые действительно культурно и грамотно с ней взаимодействуют. Есть
люди, которые ее развивают различными методами, но людей, которые воспринимают
ее не как механизм, а как живое существо, очень мало. И подавляющее большинство
психологических проблем, от которых мучаются люди – независимо от того,
обращаются ли они к кому-то за помощью, или нет – связано с неправильным
функционированием памяти.
Как возникает невроз? У человека происходит большая (или средняя)
неприятность, которая почему-то им запоминается, становится, как говорят
психологи, якорем, то есть моментом, к которому память постоянно обращается, и
хотя в жизни человека были моменты, может быть, и гораздо худшие, но почему-то
память обращается именно к этому, и он никак не забывается, не затушевывается,
не зарастает, а остается актуальной кровоточащей раной. Или, что иногда еще
хуже, неприятность вытесняется в подсознание, которое делает неправомерное
широкое обобщение, и тогда у человека, который когда-то упал, предположим, с
доски, положенной на две табуретки, постепенно вырабатывается фобия к переходу
через любой мост. Он забывает исходный пункт, и память устраивает ему вот такие
фокусы. И работа с памятью, с личной историей, так, как она запечатлевается в
сознании и подсознании человека, – тоже одно из центральных направлений
психологии и психотерапии.
Подсознание, или, как говорят некоторые психологи, бессознательное. В
этих словах есть отчасти разные оттенки, но общий смысл заключается в том, что
психика человека устроена двупланово или даже многопланово, и существуют
какие-то энергии и силы, которые нас ведут, нами не осознаваясь. Есть вещи,
которые находятся в фокусе нашего внимания (центральное сознание), и есть вещи,
которые могут в любой момент встать в фокусе нашего внимания, если нам это
нужно. Например, вы разговариваете с человеком, обсуждаете предмет беседы, и
вас занимает то, о чем вы говорите, но в любой момент вы можете кинуть взор на
собеседника и посмотреть, какого цвета у него глаза, из какой материи у него
костюм, обратить внимание на особенности его голоса, каков он – скрипучий или
визгливый, высокий или низкий. Это все вещи, которые находятся вне вашего
сознания, но они близки к нему, они или полусознательны, или бессознательны, но
в любой момент вы можете их осознать. Но кроме того, есть еще слой, который вы
не осознаете никогда. Это глубокое подсознание, или глубокое бессознательное, и
в него нужно погружаться специальными методами, и это довольно сложно. И
творчество в узком смысле слова, кстати говоря, располагается там. Таково
мнение Стивена Хеллера, современного американского психолога-практика, который
написал очень талантливую, на мой взгляд, книгу "Монстры и волшебные палочки".
Он пишет, и я с ним согласен, что сознание по природе своей не имеет
творческого потенциала. Оно сцепляет разные программы, то есть оно носит
характер управления, а творчество по природе своей бессознательно.
Подсознание выделывает с нами всякие разные фокусы, причем не только с
памятью, но и с многим другим. И научить человека налаживать с ним
взаимодействие, делать его хотя бы частично послушным, – это тоже задача
практической психологии.
Управление вниманием. Это очень важный момент. Внимание человека
необыкновенно подвижно в двух отношениях. Его можно уподобить вектору. Вектор –
это направленный отрезок, соединяющий две точки. Одна точка – это откуда я
смотрю, то есть начало отрезка, а другая точка – это куда я смотрю, то есть
конец отрезка. Так вот, внимание необыкновенно подвижно: как в отношении начала
отрезка, так и в отношении его конца. Большинство людей, говоря о внимании,
подразумевают объект наблюдения, на который человек смотрит. Но не меньшее
значение, а с психологической точки зрения, может быть, даже большее, имеет
точка наблюдения, то есть то, откуда мы смотрим, или на каких позициях мы
воспринимаем.
Например, одну и ту же социальную ситуацию я могу воспринимать как
частное лицо, наблюдающее за ней со стороны, как непосредственный участник,
заинтересованный в ее развитии, как философ, как гражданин своей страны, –
короче говоря, всегда есть много способов восприятия, и то, куда мы смотрим –
это объект наблюдения, а то, откуда мы смотрим – это точка наблюдения, которая
|
|